Олимпиада в Сочи открылась экстравагантным театрализованным представлением

Игры начались!

Сочи, Россия. Пылающие вулканы, самое древнее и самое глубокое озеро планеты, большие берёзовые рощи, лошади, запряжённые в несущуюся 215-футовую тройку, Пётр Великий, вальсирующие дворяне, ослепительный балет, вздымающая дух опера, тысячная массовка и, да, даже революция. Церемонии открытия Зимних игр в пятницу заключила мир в масштабные, хаотичные, дерзкие объятия российской истории и не давала оторваться от зрелища.

Масштаб граничил с колоссальным. Если Лондон на свои скромном островке устроил шум, Россия устроила грохот – приличествующий самой большой стране в мире, которая в два раза крупнее США. Лебединое озеро? Конечно же, с лебедями, которые превращаются в голубей мира в честь Олимпиады – а на сцене прима-балерина Диана Вишнёва. Олимпийский гимн? Его поёт оперная дива Анна Нетребко.

Голуби мира

Стоимость? Самые дорогие игры из всех, ценой приблизительно в 50 миллиардов долларов. Представление? Только один сбой в этих наполненных проблемами Играх, и он быстро скрыт.

А факел! Шесть бывших олимпийских чемпионов – в том числе теннисистка Мария Шарапова и гимнастка Алина Кабаева, которую, по слухам, связывают романтические отношения с президентом Владимиром Путиным – проносят пламя мимо нескольких тысяч ликующих актёров и сотен добровольцев.

Владислав Третьяк и Ирина Роднина зажтгают огонь Олимпиады

Фигуристка Ирина Роднина и Владислав Третьяк, бывший вратарь советской хоккейной команды, выносят его из стадиона, проносят через площадь к небольшой горелке. Они опускают факел, и вскоре вспышки переносят огонь в большой факел над ними, в котором загорается пламя.

Громовой фейерверк звучит внутри и за пределами стадиона, и не остаётся никаких сомнений – Игры начались.

Фейверк над Сочи

Если Лондон был музыкален, Сочи – поэтичен, и он в движении. История передана искусно поставленным светом, 132 проекторами и 2 640 000 ламп, превратившими арену Олимпийского стадиона «Фишт» в бушующее море, несущее корабль, на котором Петр Великий, будущий штурман, совершает семимильными шагами путь через историю.

Каждая часть программы превосходно расписана. Триумфальный государственный гимн был спет хором Сретенского монастыря, основанного более 600 лет назад, в честь спасения Москвы от нашествия Тамерлана. Олимпийские талисманы – снежный барс на сноуборде, медведь на коньках и кролик на лыжах – затмевали воздушные шары на параде Мэйси.

Олимпийские талисманы

Хотя гигантская снежинка отказалась превращаться в одного из олимпийских колец как планировалось, в эфире телеканала, транслирующего церемонию на всю Россию, момент быстро заменили записью с генеральной репетиции во вторник, показав все пять колец, сформированных надлежащим образом.

Злосчастная снежинка

«Это происшествие с кольцом печально, но не унижает нас, – сказал Константин Эрнст, глава Первого канала российского телевидения и продюсер церемоний. – И это был самый простой из всех технических элементов».

Всё производило величественное, и даже изысканное впечатление. Иностранцы увидели знакомый, эффектно выполненный образ России в виде сверкающем и летящей в воздухе тройки, влекущей пламенеющее солнце.

Русские окружены оселками культуры. Писатель 19-го века Николай Гоголь выжег тройку в каждом русском сердце в «Мёртвых душах», сравнивая её со своей нацией: «Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Солдаты петровской эпохи

Империя расцветает на глазах у зрителей. Одетые в серое солдаты Петра в эполетах прошли в маршируют в замысловатых построениях, прежде чем превратиться в изящный вальс дворян на первом балу Наташи Ростовой, в сцену из «Войны и мира».

Зрители ахнули, когда 14 мраморных колонн выросли из сцены и устремились вверх. Ливрейные лакеи держали канделябры. Это была эпоха, которая выпестовала балет и современных звёзд, в том числе Светлану Захарову и Владимира Васильева, танцующих на этом празднике, выстраивающих мизансцену на сцене.

Темп ускоряется, колонны исчезают, танцоры сбиваются вместе, сгибаясь и покачиваясь, их руки вытянуты вверх в отчаянии. Пошёл снег, и тьму прорезают неистовые всполохи света. Танцоры разбегаются или умирают.

И вот – революция! А 40 000 зрителей оказываются среди картин Казимира Малевича, влиятельного художника-авангардиста начала 20 века. Первым путешествует по воздуху изящный паровоз, висящий на тросах под сводчатым потолком и сопровождаемый геометрическими объектами, окрашенными в кроваво-красный цвет.

Затем идут рабочие, одетые в красные и черные цвета по Малевичу, трудящиеся в ужасной машинерии в приглушённых красных тонах – и блеск идеализма рассеивается. Рабочие спешат, сгибаются и крутятся, но оказываются в шестернях и колесах, настолько огромных, что люди вокруг них выглядят маленькими и незначительными. Вскоре они становятся не более чем винтиками.

«Вы знаете, российское авангардистское искусство и российская революция очень близки, они идут рука об руку, – говорит Эрнст. – Фактически, авангардистское искусство в некотором смысле предсказало революцию, а революция убила авангардистское искусство».

Это решительный взгляд на советскую систему, без ностальгии или стыда, если смотреть через художественное видение одной из её жертв.

Картина распадается, расходится. На мостовых вырастают небоскрёбы, а огромные всем известные скульптурные головыс пустыми глазницами дрейфуют навстречу друг другу. Это рабочий – рядом парит его молот, и крестьянка, – рядом с ней серп, скульптура, созданная для советского павильона на парижской Международной выставке 1937 года.

И никакого упоминания о Сталине или терроре. Акцент, по словам Эрнста, был сделан на достижениях.

Объединяющий спектакль

Потом идут 1960-е годы, период, который сегодня с любовью вспоминают многие взрослые россияне. Мужчины торжественно проносят то красные самолёты, то белые ракеты. Имя Юрия Гагарина, первого космонавта, высвечивается на сцене. Здания растут; старые советские автомобили проезжают в центре сцены.

Бешеный, но веселый танец проносится от студентов и стиляг к влюблённым, свадьбам и детям. Он заканчивается намёком на летние Олимпийские игры 1980 года в Москве, бегунами и олимпийской музыкальной темой, прозвучавшей 34 года назад.

Всё понравилось даже тем, кто постоянно критикует Олимпиаду за потраченные на неё деньги. Они говорят, что представление заставляет их гордиться им. «Это красиво, – написал в твиттере один из лидеров оппозиции Алексей Навальный. – Но то, что мне действительно нравится даже больше, чем церемония открытия, что все пишут об этом. Это так объединяет».

Символы зимних видов спорта

Олимпийский стадион «Фишт» спроектированный, как футбольная арена, просторен. Две огромных арочных фермы, склонившиеся друг к другу, поддерживают высокий, тёмный потолок на высоте почти 279 футов над землёй, на них и закрепили оборудование, которое начало перемещать внушительный реквизит после начала представления. Самая большая часть пейзажа весила более пяти тонн. Почти 10 тысяч человек помогали в организации церемонии, и были использованы 19 000 предохранительных стопорных штифтов.

Спортсмены выходили из рампы, расположенной под сценой, Земля и их страны проецировались вокруг них. Спортсмены США удостоились тёплых аплодисментов. Украинцев – которые выступают против своих авторитарных лидеров – громко подбадривали. А Россия? Толпа буквально сходила с ума.

Театрализованное представление было подано в виде сна девочки по имени Люба, которую сыграла 11-летняя Лиза Темникова. Она протянула руку и схватила за хвост воздушный змей, который поднял её в небо, пронося мимо необъятных и противоречивых сцен из жизни России.

Ярмарка

Острова с березовыми рощами и арктическими посёлками проплывали мимо неё. Надувные персонажи из народных сказок собрали народ под веселыми куполами, которые уплыли вверх. Люба начала читать алфавит, содержащий в каждой букве известное русское имя или достижение. Достоевский, Екатерина Великая, Спутник, периодическая таблица, Набоков – последнее удивило признанием романиста-эммигранта.

Политика, которая окружала Игры – полемика вокруг положения российских сексуальных меньшинств, напряжённость в отношениях с Западом, опасения по поводу безопасности – осталась без внимания.

Фейерверк начался под мелодию из «Щелкунчика». Ах, Чайковский! И никто не вспомнил о его ориентации.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Желаемое за действительное

Оговорка первая: Принятие желаемого за действительное считается дурным, неисправимым, наивным, иллюзорным и так далее. Отлично, я буду защищать «обвинение» всего этого и отважно перейду к выражению не...

Подробнее...

Вашингтон вновь политизирует Олимпиаду

Вашингтон и его канадский приспешник пытаются использовать раскрученный западной прессой допинговый скандал с российскими атлетами, чтобы запретить участие России в Олимпийских играх в Бразилии. ...

Подробнее...

Падение футбольной сверхдержавы

САН-ПАУЛО – Я знаю, Израиль бомбит мирных граждан в Газе, Киев бомбит мирных граждан на Восточной Украине, Халиф сходит с ума на Ближнем Востоке, Империя Хаоса мошенничает. Но позвольте мне сначала вы...

Подробнее...

В Сочи теплеет

Забудьте о стильных «парках» и спортивных вязаных шапочках. Крем для загара и солнцезащитные очки – вот непременные атрибуты сочинских Зимних Олимпийских игр. В среду температура взлетела до 63 граду...

Подробнее...

Русские проделали поразительную работу

Сержант Даллас Робинсон – член американской команды по бобслею. Выпускник средней школы графства Олдхэм (Кентукки), занимался бегом в Восточном Кентуккийском университете, тренер по спринту в голледже...

Подробнее...

Google+