Еда и уоллмартизация сельского хозяйства

Еда и уоллмартизация сельского хозяйства

«Уоллмарт» (WallMart) стал символом корпоративной гонки за снижением издержек и повышением прибылей, независимо от того, как это влияет на общество.

Он продаёт дешёвые в изготовлении товары – часто произведённые в ужасающих условиях – по низким ценам и держит низкие накладные расходы, отказываясь платить своим работникам приемлемую зарплату. Именно эта бизнес-стратегия выдвинула его в число крупнейших корпораций в мире и позволила проникнуть практически во все уголки Соединённых Штатов.

В настоящее время примерно 25% американского продуктового рынка контролирует «Уоллмарт», что делает его крупнейшим единым дистрибьютором в Соединённых Штатах. В некоторых регионах – включая многие сельские и городские территории с низким доходом – этот контроль намного выше 25%, так как низкие цены Уоллмарта вытеснили конкуренцию и создали местную монополию. Поскольку «Уоллмарт» настолько крупнее своих конкурентов (то есть фермерских рынков), он в состоянии сбивать их цены и вытеснять их из бизнеса.

Магазины «Уоллмарт» в США

Магазины «Уоллмарт» в США

Бизнес-модель и сам размер «Уоллмарт» породили его корпоративную практику, имеющую целью оказание серьёзного влияния на глобальные сельскохозяйственные рынки – он настолько велик, что его предпочтения вызывают колебания на этих рынках.

Корпоративные решения «Уоллмарт» сказываются практически на всех аспектах сельского хозяйства включая агротехнику, применяемую производителями, поведение других продавцов, а также потребителей продукции.

Продавцы продовольствия

Уоллмартизация торговли продовольствием способствовала ориентации на продажу дешёвых переработанных продуктов питания, в противовес более дорогой свежей продукции и продуктам, не подвергшимся переработке. Вдобавок к этому, огромный спрос на дешёвые сельскохозяйственные продукты привёл к росту распространения преимущественно «монокультурных» фермерских хозяйств.

Продовольственная пустыняПродавцам намного легче и дешевле хранить на складах «мусорную еду» и продовольственные товары с высокой степенью переработки и длительным сроком хранения, чем хранить свежую продукцию. В отличие от этой продукции, чипсы, еда быстрого приготовления и многие другие продукты не портятся и требуют минимальных трудозатрат для операций с ними в магазинах – что снижается потребность в сотрудниках, тратящих время на проверку доброкачественности товаров и снижает потери из-за их порчи. Чтобы увидеть этот эффект в действии, вы можете просто зайти в ближайший магазин «7/11», «Store 24» или «Тедескис» и сравнить, насколько ассортимент свежих продуктов превышает число не скоропортящихся переработанных.

Рассматривая эту ситуацию, важно отметить, что здоровая еда, возможно, обходится дороже для торговли, но, в конечном счёте, дешевле – потребителю. Первоочередная причина долгов в Соединённых Штатах – это медицинское обслуживание, и многие из тяжёлых хронических проблем со здоровьем, с которыми мы сталкиваемся, можно решить с помощью правильной диеты. Те, кто потребляет большие количества переработанной, высококалорийной пищи, всё больше подвергают риску своё здоровья и больше подвержены риску развития диабета, сердечных заболеваний и нарушений, связанных с ожирением, по сравнению с теми, кто придерживается более здоровой диеты. Это тот случай, когда «мусорная еда» дешевле обходится при покупке, но в будущем вы заплатите за последствия для своего здоровья и за медицинские счета.

Во многих небогатых регионах страны образовалась «пищевая пустыня», и люди попросту не имеют доступа к поставщикам, продающим более здоровую пищу. Пищевая пустыня – это просто район, где бедность вымыла продавцов свежих, органических и не переработанных продуктов, приведя к ситуации, когда единственной доступной едой являются дешёвые, переработанные, заранее упакованные и вредные продукты питания.

«Уоллмарт» достаточно велик для того, чтобы эти пищевые пустыни представляли для него великолепные точки, чтобы открыть магазин (он смог вышибить и так уже слабую конкуренцию), и компания уже сделала попытки продвинуться в существующие пищевые пустыни. Согласно последнему исследованию, проведённому районом Манхеттен, это вторжение «Уоллмарта» в пищевые пустыни приведёт к разрушению большей части местного бизнеса (включая те немногие предприятия, которые торгуют здоровой пищей), и не будет иметь никакого заметного положительного эффекта. Через несколько лет единственная возможная «свежая» еда, доступная в этих местах, будет поступать из «Уоллмарта», который захватит продовольственный рынок этого района.

Поставщики продовольствия

Если бы «Уоллмарт» поставлял здоровую, свежую и чистую продукцию, его вторжение и установление контроля над пищевыми пустынями было бы чисто экономической проблемой, но здесь – не тот случай. За последние годы «Уоллмарт» пытался позиционировать себя как надёжного поставщика не только фастфуда, но и свежей продукции. К несчастью для него, это попытка была омрачена многочисленными инцидентами, когда уоллмартовская «свежая» продукция зачастую была низкого качества и на самом деле не свежей. В самом деле, у «Уоллмарта» очень долгая и некрасивая история в том, что касается свежести продуктов и маркировки о наличии ГМО.

Сеть магазинов «Уоллмарт» Как сообщает агентство Russia Today, «Уоллмарт» в настоящее время торгует ГМО-продукцией компании Монсанто без предупреждающих надписей в своих продовольственных отделах. Особо следует отметить, что «Уоллмарт» по всей стране сейчас продаёт ГМО-кукурузу Монсанто, которая стоит на полках его магазинов вообще без каких-либо предупреждающих надписей для покупателей.

Хотя «Уоллмарт» и заявляет, что продаёт органическую продукцию местного производства, ряд скандалов поставил под сомнение это утверждение. После недавнего скандала в Китае, магазин «Уоллмарт» был закрыт за мошенническую торговлю свининой, которая не была «органической», при наличии маркировки, что она «органическая». Независимо от того, является или нет продаваемая «Уоллмартом» продукция действительно «органической», «Уоллмарт» получает большую часть своей «органической» продукции от поставщиков в Китае и с промышленных ферм – а это означает, что, какой бы из «органических» продуктов ни купил покупатель в Уоллмарте, вряд ли этот продукт поступил с небольшой местной фермы.

Производители продовольствия

walmart-5Огромный спрос на продовольствие со стороны населения нашей планеты и распространение переработанных продуктов питания в ходе уоллмартизации сельскохозяйственного производства привели к росту числа промышленных монокультурных сельскохозяйственных предприятий, что особенно касается кукурузы. Небольшие фермы попросту не способны производить тот объём продукции, который продаёт «Уоллмарт», так что уоллмартовский бизнес получили более крупные промышленные фермы. Можно заявлять, что монокультурное сельскохозяйственное производство более эффективно в выращивании продукции, но это попросту не подтверждается доказательствами; такие фермы не являются экологически рациональными и часто используют мощные пестициды для борьбы с вредителями.

Промышленное монокультурное производство кукурузы – очень важная составляющая данной ситуации, поскольку большая часть выращиваемой в мире сахарной кукурузы используется для производства кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, предназначенного для переработанных продуктов. Практически в каждом виде переработанных продуктов содержится какое-то количество кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, поэтому необходимо выращивать огромные объёмы этой кукурузы.

Что ещё хуже, американская кукуруза, предназначенная для получения сиропа, выращивается обычно из ГМО-семян – зачастую это кукуруза Монсанто “Раундап Рэди” (т.е. «готовая к применению гербицида «Раундап» – прим.пер.).

Распространение ГМО-кукурузы Монсанто “Раундап Рэди”

Заключение:

В целом распространение «Уоллмарта» как основного источника продуктов питания и уоллмартизация американского продовольственного рынка, несомненно, – закономерное явление. Некоторые утверждают, что всё это приведёт к удешевлению питания для бедных, однако многие другие обеспокоены, что будет снижаться качество продуктов и это со временем приведёт к серьёзным последствиям для здоровья.

В теперешние тяжёлые для экономики времена всё большее число людей стремится обращаться к «Уоллмарту» как источнику дешёвой еды (или просто вынуждены, потому что исчезли более мелкие магазины). Вследствие этого бизнес-практика «Уоллмарта» имеет очень важное значение для продовольственного снабжения здоровыми продуктами в Соединённых Штатах.

Мы должны спросить себя, действительно ли мы хотим создать ситуацию, когда сельскохозяйственное производство и продовольственное снабжение будут адаптированы к производству дешёвой и низкокачественной пищи по бизнес-модели «Уоллмарта»?

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Будущее по Оруэллу уже здесь

Мы смотрим прямо в лицо своему оруэлловскому будущему. Начавшись с Нью-Йорка, распознавание ли приходит в школы США, на следующей неделе оно подключается для проверки....

Подробнее...

Синдром отрицания вымирания американцев

Вчера я разговаривал с женщиной в  фирме HealthGuard, проверяющей качество воды, в прошлом услугами которой пользовались все, чтобы проверить на загрязнение воду в нашей артезианской скважине. Мы...

Подробнее...

Быть больным и небогатым

Здравоохранение, которое делает нас больными Недавно на митинге в Висконсине в рамках дискуссии вокруг введённого Обамой закона «О доступном здравоохранении» президент Трамп намёками  критиковал...

Подробнее...

Покончить со скрытой угрозой семьям военных

Когда наши любимые вступают в ряды военных, мы знаем, что ношение формы может стоить им жизни. Члены семей военных всеми возможными способами прикидывают возможную цену служение стране. Мы рассматрива...

Подробнее...

Бережно хранимые «вечные войны»

Что понимают байкеры Иллинойса и не понимает Вашингтон Сегодня постоянный автор  TomDispatch Эндрю Басевич, автор книги «Войны Америки на Большом Ближнем Востоке», обращает внимание на единствен...

Подробнее...

Google+