Новое открытие нищеты

Как мы излечиваем «культуру бедности», но не саму бедность

Новое открытие нищеты

Прошло ровно 50 лет с тех пор, как американцы, или, по крайней мере, те из них, кто не был беден, благодаря увлекательной книге Майкла Хэррингтона «Другая Америка», «открыли» для себя нищету. Если такое открытие ныне и выглядит слегка преувеличенным в сравнении с «открытием» Америки Христофором Колумбом, то только потому, что бедные были «скрыты» и «невидимы», и потребовался крестовый поход журналиста левых взглядов, чтобы вытащить их из своих нор.

Другая Америка

Книга Хэррингтона потрясла общество, которое в то время гордилось своей бесклассовостью и даже раздражалось из-за расслабляющих душу эффектов «слишком большого достатка». Он подсчитал, что четверть жившего в нищете населения – чернокожие из бедных районов городов, белые Аппалачии (Регион на южных склонах Аппалачей, долгое время находившийся в тяжёлом экономическом положении из-за сильной зависимости от добычи угля, включает участки 355 графств 13 штатов – прим.пер.), рабочие на фермах и пожилые американцы. Мы больше не могли подобно президенту Ричарду Никсону в его «кухонных дебатах» с советским премьером Никитой Хрущёвым в Москве тремя годами ранее хвалиться великолепием капитализма США.

В то же время, нанеся такой удар, «Другая Америка» предложила и свой взгляд на нищету, успокаивающий тех, кто и так вполне комфортно себя чувствовал. В ней утверждалось, что бедные отличаются от всех нас, радикально отличаются, и не просто тем, что они лишены чего-то, малоимущи, живут в плохих домах или недоедают. Они чувствуют себя другими, хотя и в ином смысле, и ведут определённый образ жизни, характеризующийся ограниченностью взглядов и невоздержанностью. Хэррингтон писал: «Существует…язык бедноты, философия бедноты, взгляд на мир бедноты. Быть бедным – быть внутренне чуждым, будучи выросшим в культуре, радикально отличающейся от той, что доминирует в обществе».

Хэррингтон проделал такую отличную работу, заставив бедных казаться «другими», что когда я в 1963 г. читала его книгу, то не узнала собственных предков и всю свою семью. Да, некоторые вели беспорядочную жизнь (по стандартам среднего класса), в том числе – пили, скандалили и рожали детей вне брака. Но они и упорно работали, а в некоторых случаях были страшно амбициозны, т.е. у них были качества, которые Хэррингтон, кажется, приберёг только для имеющих экономические привилегии.

По его словам, отличие бедных – в их единой «культуре бедности», концепции, которую он позаимствовал у антрополога Оскара Льюиса, выдвинутую им на основе исследований обитателей мексиканских трущоб. Культура бедности придала «Другой Америке» модный академический выверт, который компенсировался конфликтным двойственным посланием: «мы» – всегда предполагаемое большинство читателей – должны найти способ помочь бедным, но нам надо и понять, что с ними что-то не так, и это не лечится прямым перераспределением богатства. Вспомните о ранних либералах, сталкивавшихся с попрошайками: они сожалели о явной нужде человека, но удерживались от проявления милосердия, поскольку бродяга мог, в итоге, растратить деньги на выпивку.

race-poverty

Изменение уровня бедности среди чернокожих и испаноязычных американцев, неиспаноговорящих и испаноговорящих белых и азиатских американцев (The Washington Post, Dylan Matthews, Poverty in the 50 years since 'The Other America,' in five charts).

В оправдание Хэррингтона замечу: сам он не считал причиной существования нищеты то, что он назвал «вывернутыми» наклонностями бедных. Но определённо, что именно он открыл дорогу подобной интерпретации. В 1965 г. Дэниел Патрик Мойнихэн – когда-то либерал и один из собутыльников Хэррингтона в знаменитой таверне «Белая лошадь» Гринвич-Вилледжа в Нью-Йорке – обвинял обитателей бедных районов города в том, что он считал шаткой структурой «негритянской семьи», на десятилетия расчищая путь обвинению жертв. Через несколько лет после доклада 1965 г. Мойнихэна гарвардский урбанолог Эдвард Бэнфилд, который собирался стать советником Рональда Рейгана, позволил себе заявить:

«Отдельный представитель низшего класса живёт одним мгновением..Его поведением управляет импульс… Таким образом, он крайне недальновиден: то, что он не мог сразу же использовать, он считал бесполезным… Он обладает слабым, размытым чувством собственного достоинства».

В «самых трудных случаях», полагал Бэнфилд, бедных надо бы помещать в «неформальные организации… и устанавливать за ними некий надзор и контроль со стороны полу-социальных работников полу-полицейских».

Ко временам Рейгана «культура бедности» стала краеугольным камнем консервативной идеологии: бедность вызвана не низкими зарплатами или отсутствием работы, а неправильным позиционированием себя и – как следствие –соответствующим образом жизни. Бедные были распущены, склонны к зависимостям и преступлениям, неспособны «отложить удовольствия» или просто выставить на нужное время будильник. Последнее, что им можно доверить, – деньги. В 1984 г. Чарльз Мюррей в своей книге «Теряя опору», по сути, утверждал, что любая попытка материальной помощи бедноте приведёт к неожиданным последствиям в виде углубления её безнравственности.

Итак, в атмосфере существовало ощущение того, что если бы не «культура бедности», то демократы и республиканцы даже могли бы объединиться ради пересмотра социальных программ с целью избавления от нищеты. В 1996 г. администрация президента Билла Клинтона ввела правило «одного раза», запретив любому, совершившему тяжкое преступление, получать государственное жильё. Спустя несколько месяцев система социального обеспечения была заменена на «Временную помощь нуждающимся семьям» (TANF), которая в нынешнем виде оказывает материальную помощь только тем, у кого есть работа или тем, кто способен участвовать во введённой правительством программе «трудового пособия».

Под первоначальный закон о реформе социальной помощи (претворяя в жизнь теорию «культуры бедности») бедным одиноким матерям на «тренировку непритязательности» за пять лет было выделено $250 миллионов. (Этот закон, стоит напомнить, был подписан Биллом Клинтоном).

Даже сегодня, почти десять лет спустя и через четыре года после сурового экономического спада, при том, что уже люди из средних классов продолжают соскальзывать в нищету, теория сохраняет свою хватку. Если вы нуждаетесь, то вас, как предполагается, надо подкорректировать, поэтому получателям TANF обычно дают инструкции о том, как улучшить своё самопозиционирование, а растущее количество кандидатов на помощь по страховым программам подвергается тестам на наркотики.

Законодатели в 23 штатах считают необходимым тестирование людей, обращающихся к таким программам, как переподготовка, талоны на продовольствие, государственное жильё, социальная помощь и помощь в обогреве жилья. И в соответствие с теорией о том, что бедные с наибольшей вероятностью накапливают криминальные склонности, обращающихся к социальным программам людей всё чаще подвергают снятию отпечатков пальцев и компьютерному поиску выданных ордеров.

Безработица, при её-то возможностях ослабления человека, – ещё одно очевидно подозрительное обстоятельство, и в прошлом году 12 штатов в качестве условия получения пособия по безработице решили потребовать анализы мочи. И Митт Ромни, и Ньют Гингрич предложили проверку на наркотики в качестве условия получения всех правительственных пособий, главным образом, по социальному страхованию. Если бабушка настаивает на лечении её артрита марихуаной, то она должна голодать.

Что бы сделал Майкл Хэррингтон с нынешним использованием теории «культуры бедности», которую он столь популяризировал? Я работала с ним в 1980-е гг., когда мы были сопредседателями демократов-социалистов Америки. Подозреваю, что если бы не умер, то вежливо выразил бы недовольство. Во всех дискуссиях и дебатах, где я присутствовала, он, бормоча о «культуре бедности», ни разу не сказал унизительного слова о бедствующих. Биограф Хэррингтона Морис Иссерман говорил мне, что он, вероятно, с самого начала сделал упор на «культуру бедности» лишь потому, что «не хотел выступать в книге в качестве стереотипного марксиста-агитатора, застрявшего в 30-х годах».

Уловка – если можно её так назвать – сработала. Майкл Хэррингтон не был подвергнут гонениям за связь с коммунистами и не исчез. В самом деле, его книга стала бестселлером и вдохновила президента Линдона Джонсона на «войну с бедностью». Но он фатальным образом испортил «открытие» бедности. Богатые американцы нашли (и это звучит во всех речах примитивных консерваторов) в его книге не описание бедности, а новую возможность льстить себе: считать себя дисциплинированными, законопослушными, воздержанными и сконцентрированными. Другими словами – НЕ бедными.

Пять и десять центов: как (не) свести концы с концами в Америке

Спустя пятьдесят лет, новое открытие бедности уже давно запоздало. На этот раз нам надо принять во внимание не только стереотипы городского дна и обитателей Аппалачии, но и выброшенных городских жителей, уволенных техников-рабочих и всегда растущую армию американских «работающих бедных». Если мы приглядимся, то должны будем прийти к выводу о том, что бедность, в конечном итоге, не культурное отклонение или пороки характера. Бедность – это нехватка денег.

Барбара Ернрайх – постоянный автор TomDispatch, автор «Пять и десять центов: как (не) свести концы с концами в Америке» (уже выходит десятое издание).

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Хилларизация Трампа

О Господи, это случилось — истеблишмент переделывает Трампа! Во время своей избирательной кампании, у Трампа и «Леди Василиск» не было ничего общего, кроме краски для волос. Сейчас почти с каждым днём...

Подробнее...

ФБР: молчаливый террор Четвёртого Рейха

«Через пять лет существования гитлеровской диктатуры нацистская полиция получила одобрение ФБР». —    историк Роберт Геллатли.  ...

Подробнее...

Чего требует американская аристократия

Дональд Трамп развернул свою политику национальной безопасности на 180 градусов, и теперь сосредоточил её на подчинении России, вместо уменьшения опасности от джихадистов. ...

Подробнее...

Смерть у ваших дверей: полицейская тактика «постучаться и поговорить» пробивает дыру в Конституции

«Четыре часа утра, свет автомобильных фар прямо в окна; в палисаднике какие-то люди в полицейской форме; видна боевая экипировка; они вооружены; они подходят к вашей двери. Как вы думаете, обычный г...

Подробнее...

Зачем вынуждать родителей держать детей в слабеющих государственных школах?

Назначение Бетси Девос вызвало шквал критики слева. Её высмеивали за «отсутствие опыта в государственном образовании, отсутствие политического опыта, отсутствие административного опыта работы в правит...

Подробнее...

Google+