Как система образования разрушает социальные сети

Почему мы довольствуемся столь неестественным, чуждым планом?

Как система образования разрушает социальные сети

Я зашёл в ресторан на ланч, и было достаточно времени поговорить с официанткой, которая оказалась выпускницей колледжа с хорошей репутацией. У неё диплом по европейским языкам. А тут она обслуживает столики вместе с необразованными людьми, кто-то на пять лет моложе её, кто-то лет на десять постарше.

Она неплохо зарабатывает, как и её коллеги. Стоит задуматься: с учетом её положения, каковы её профессиональные преимущества после четырёх лет усердной работы в образовательном учреждении и потраченных на это $100K? Какова стоимость возможностей?

Это не просто ещё одна статья, принижающая ценность диплома колледжа. Мне бы хотелось поставить более фундаментальный вопрос. И касается он весьма странного способа, которым наша система образования излишне делит нашу жизнь на части, на серию эпизодических разворотов, каждый из которых мало связан с другими, ценность одного достижения странным образом оторвана от следующего, и ни один непосредственно не связан с нашими профессиональными целями, кроме весьма необычных случаев.

С самого раннего возраста и до взрослых лет нас бросает из одной организации в другую так, что в итоге молодежи непросто неразрывно развивать планы и систему социальной поддержки для реализации своих целей. В конце концов, люди оказываются там, с чего и начинали: понимая свою рыночную стоимость и пытаясь найти покупателя своих услуг.

Вместо расходования накопленного капитала, они приходят к тому, что в возрасте 22 лет начинают с чистого листа. Даже после многих лет выстраивания социального капитала у них практически ничего не оказывается за душой.

Что-то всерьёз неправильно в этой системе. Должны ли наши вложения в дружеские сети раскинуться намного шире этапов нашего развития, чтобы внести большее разнообразие в нашу жизнь?

Диаспора получивших дипломы

Через пару месяцев многие миллионы студентов средней школы получат дипломы. Праздник! В некоем роде. Это прекрасно – закончить учебу. Но что дальше?

Многие студенты окажутся в отчаянии, потеряв единственную социальную группу и сеть дружеских связей, которую они знали. Они много лет работали, чтобы развить её, и тут вдруг всё разлетелось вдребезги. Они остались с кусочком бумаги, памятным альбомом, выпиской из ведомости и, возможно, несколькими рекомендациями преподавателей – рекомендациями, которые мало чего стоят на рынке.

«Не меняйтесь», пишут они друг другу в альбомах. Чувства выражают нормальное желание сохранить вклад, который студенты вносят в жизнь друг друга, даже при том, что вся система пытается забрать у них этот вклад.

Неужели так должно быть?

Затем та же самая группа, или как минимум многие из них, надеется на колледж, где они по большей части снова, начнут с царапания в социальном смысле. Это может быть очень страшно. Студенты колледжа приобретают новый опыт в изоляции. Они работают ещё четыре года, чтобы развить сеть – крепкую социальную группу – чтобы оказаться с опорой и укрепить и репутацию, и свое чувство «Я». Это единственный мир, который они знали много лет, они вложили в этот опыт душу и сердце.

Социальная материя оказывается просто чудесной, с крепкой дружбой, основанной на общей жизни.

Наконец, через четыре года, играет выпускной марш, кисточка сдвигается с одной стороны шапочки на другую, и вся социальная система снова исчезает в облаке дыма. А затем – новая диаспора.

Повторюсь, студенты оказываются практически одинокими, с несколькими книгами по коммерции и занятости. У них есть диплом, но маловато шансов превратить его в деньги. Их социальная сеть имеет ограничение при использовании. Всё, что у них есть, повторю, – просто кусочек бумаги. Плюс рекомендации преподавателей, которые немного стоят на рынке.

Не всегда так. Есть обходные маневры и цифровая сеть помогает. Есть те, кто вошёл в братства и социальные клубы, и те, кто может с пользой продвигаться. Но могут потребоваться годы, чтобы такие связи дали результат. Самый насущный вопрос: И что мне теперь делать? Без широкого понимания, как работает мир и отсутствии влиятельных зацепок в основных сетях, выпускник колледжа часто оказывается изолированным ещё раз, начиная с нуля в третий раз.

Провал центрального плана

Вот такую систему создала нам гражданская культура. Многие годы с 14 и до 22 студенты главным образом концентрируются на построении личного вклада и социального капитала своих сотоварищей. Но те такие же – надеются на удачу, но с малыми возможностями чего-то достичь.

Почему так происходит? Глядя на широкую картину, можно начать видеть серьёзную проблему в той системе образования, которую нам выстроили политики. Она удерживает людей «в колее» – но та ли это колея, что подготавливает людей к будущему?

Ключевой принцип системы образования, принадлежащей правительству и контролируемой им, таков: оставаться в школе и оставаться в своём классе. Этот акцент выдерживается с первых курсов и до окончания колледжа. Случайность рождения определяет вашу группу приятелей, влияние начальной школы и даже банду, на которую вы полагаетесь, ради социальной поддержки.

 «Отстать» считается весьма позорным, а опередить на год обучения считается опасным для личного развития. Ваше положение – ваш мир, он определяет, кто вы такой – и так будет десятилетиями. Все – в колее, определяемой правящим классом: что вам стоит и необходимо знать, и когда. И все ваши сверстники рядом с вами.

Многие факторы укрепляют такую реальность. Государственная школьная система организована на предположении однородности, основной план вводится сверху вниз. И случилось это отнюдь не внезапно. Появлялось всё медленно, за более столетний периодя, начиная с универсализации обязательного школьного образования до запрета работы молодёжи и постепенной национализации учебных курсов.

В итоге мы обнаружили, что жизнь молодёжи жестко сегментирована на стадии, странным образом несвязанные между собой. Где профессиональные контакты, полученные в результате? Где друзья, которые сгладят ваш путь в мир профессиональной работы? Среди ваших бывших школьных друзей таких нет. Ваши сверстники – все в том же положении, что и вы.

Законы, которые блокируют людей

Рабочее место могло бы помочь смягчить проблему, но молодёжи невероятно трудно получить постоянную работу из-за законов о «детском труде», которые исключают тинейджеров (с 13 до 19 лет) из рабочей силы. По этой причине только один из четырёх старшеклассников имеет хоть какой-то реальный опыт вне своей группы. Они упускают все возможности учиться и расти, которые есть на рабочем месте – учиться на примере личной инициативы, ответственности, независимости и отчётности.

Условия, при которых 14-летний может найти легальную работу, крайне узки, и не многие бизнесмены хотят заморачиваться необходимой документацией и ограничениями. У 16-летних возможностей чуть больше, но и тут молодые люди не могут работать на кухне или подавать алкоголь. Полная свобода занятости в широком сообществе вне сегментированной классовой структуры  появляется не ранее, чем молодой человек окончит среднюю школу.

К тому моменту, когда появляется возможность действительно вознаграждаемой работы, студенческая жизнь уже заполнена другими интересами, главным образом социальными, но и факультативными. Вместо того, чтобы работать, люди занимаются тысячами других вещей, и, по-видимому, времени не остаётся. Не так уж редко выпускники не имеют никакого профессионального опыта, на который можно было бы опереться. Единственный их актив – сверстники, это единственно по-настоящему ценные отношения, но они не имеют практически никакой коммерческой ценности.

Насколько это естественно?

Если взглянуть на социальную структуру объединений домашнего обучения, например, то младшие дети и старшие перемешаны в единой социальной среде и учатся друг у друга. Родители всех возрастов тоже объединены, это создает сложную социальную среду. Родители знают всех детей и вместе формируют разнообразные микро-сообщества по взаимным интересам. Эта одна из причин того, что дети на домашнем обучении выглядят значительно более развитыми и уравновешенными среди людей разного возраста. Их искусственно не ставят на определённое место, удерживая там против их желания.

Лучший способ

Когда вы читаете об впечатлениях успешных людей конца 19 века, они говорят о захватывающем и широком опыте в жизни, о работе в необычных местах, встречах со интересными людьми всех возрастов и классов, выполнении задач вне зоны комфорта, столкновениях с взрослыми ситуациями в бизнесе, из которых вынесены важные уроки. Они этому учились не за партой, слушая учителя, повторяя факты в тестах и оставаясь со своим классом. Они открывали мир, путаясь в нём, приобретая изумительный и иногда странный опыт, будучи с людьми вне своей возрастной группы. В последующие годы они опирались на этот опыт.

Система, к которой мы привыкли, – не наш выбор, и она определённо неорганична для социального порядка. Она была привнесена нам, один закон за другим. В результате мы получили навязанный порядок, а не результат эволюции. Зачем ждать до 22-х, чтобы всерьёз задуматься о жизни? Зачем держаться за единственный выбор карьеры на протяжении 40 лет профессиональной жизни? Зачем уходить на пенсию в отнюдь не преклонном возрасте 65 лет только потому, что так хочет правительство?

Подумайте об этом в следующий раз, когда будете присутствовать на выпуске. Разве студенты смахивают только слезы радости? Или, среди внезапной смеси эмоций, появляется ещё и начало осознания, что они стали свидетелями разрушения того социального порядка, который с таким трудом выстраивали? Неужели они ещё и переполнены пониманием, что им немедленно снова придётся создавать что-то новое? Где же непрерывность? Где свидетельство развитого и развивающегося порядка улучшение шансов?

Самый важный вопрос таков: Какова альтернатива?

Вернуть профессиональное обучение. Вернуть оплачиваемую работу для молодёжи. Взглянуть шире центрального плана и не дать себя обмануть. Пересмотреть утверждение, что оставаться в школе – исключительное благо. Найти другие способы воспрепятствовать растрате своих инвестиций в других, вместо этого – убедиться, что они принесут немедленный доход. Наши друзья должны оставаться в нашей жизни, дружба должна всю жизнь давать плоды.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Сказ о двух Америках: где богатые богатеют, а бедняки идут в тюрьму

«Говорят, невозможно понять страну, не побывав в её тюрьмах. О стране надо судить не по тому, как она обходится с  самыми уважаемыми, а по тому, что она творит с обездоленными». — Нельсон Ма...

Подробнее...

Расизм неотделим от Алабамы

Я вырос в маленьком пригороде Орландо, во Флориде, где прожил большую часть детства и юности. Поскольку диснеевский  Епсот Центр брал на работу людей со всего света (как и другие глобальные орган...

Подробнее...

Фашизм пришёл в Америку, завёрнутый в радужный флаг и с розовой шапочкой на голове

Есть известная цитата неизвестного происхождения, которая обычно звучит так:   «Когда фашизм придёт в Америку, он будет завёрнут во флаг и нести перед собой крест». ...

Подробнее...

Что для Трампа значит cделать Америку снова великой?

Сегодняшний вездесущий лозунг Дональда Трампа «Сделать Америку снова великой!», часто звучит на митингах, но редко изучается в публичном дискурсе. К какой эпохе американского прошлого обращается мисте...

Подробнее...

Вампиры, зомби и правила съёма

Такое и нарочно не придумаешь. По всей Америке мы подталкиваем свою молодёжь к получению хорошего образования, чтобы она получила «высшее образование», но потом, выйдя из стен университета, многие ...

Подробнее...

Google+