Анализ катастрофы рейса MH17. Часть 1

Боинг-777 рейса МН-17

От редакции: Перевод был подготовлен командой переводчиков “Ю”, “М” и nessie264. Мы выражаем большую признательность сайту Виноградник Балобана за совместную работу над подготовкой этого важного материала.

Введение

100 лет назад прогремели выстрелы в Сараево. Историки считают этот акт насилия фактором, сыгравшим главную роль в развязывании Первой Мировой войны. Возможно, будущие их коллеги, рассматривая события вокруг сбитого самолёта рейса МН17, решат, что они послужили толчком к началу Последней Мировой войны.

Данный доклад изучает обстоятельства, окружающие гибель 298 пассажиров, находившихся на борту малазийского лайнера рейса МН17. Эта работа была проведена в ответ на циркулирующие в обществе мнения, которые опираются не на факты, а на голословные заявления, всё более и более напоминающие шумное столкновение интересов, приведшее к началу Первой Мировой. Я надеюсь, что беспристрастное рассмотрение всех имеющихся фактов поможет нам разрушить агрессивные попытки спровоцировать войну.

Раздел 1 рассматривает, что нам известно о комплексе БУК М-1. Раздел 2 описывает основанную на фактах информацию о сбитом рейсе МН17. Раздел 3 рассматривает возможность того, что самолёт был сбит силами ополченцев Донецкой Народной Республики. Раздел 4 исследует возможность того, что самолёт был сбит ВВС Украины. Раздел 5 предоставляет спекулятивные истолкования событий, которые относятся к сбитому самолёту.

Данный отчёт основывается на информации, которая была опубликована 1 августа 2014 года. С появлением новой информации отчёт будет дополнен. Надеемся, что, прочитав этот отчёт, общественность поможет улучшить его, предложит свои дополнения к имеющимся данным и/или выявит существенные пробелы в основанной на фактах информации.

Раздел 1. Ракетный комплекс «Бук М-1»

ЗРК "Бук М1"

Чтобы понять, что произошло с рейсом МН17, нам необходимо понять, какими возможностями обладает зенитно-ракетный комплекс земля-воздух «Бук М-1». Ключевое слово здесь «комплекс». Комплекс «Бук» состоит из нескольких отдельных компонентов, которые действую синхронно, хотя и расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Связанные в одну сеть компоненты обеспечивают защиту средней дальности от авиации, крылатых и баллистических ракет. Ключевые компоненты* системы состоят из станции обнаружения и целеуказания (СОЦ), командного пункта и одной или нескольких самоходных огневых установок (СОУ)  с РЛС, известных под аббревиатурой TELAR.

Локатор станции обнаружения и целеуказания сканирует воздушное пространство в радиусе 140 км. Самолёт рейса МН17 двигался со скоростью 900 км/ч, пролетая 1 км за 4 секунды. С такой скоростью МН17 пересёк бы зону покрытия радара  меньше чем за 9,5 минут. Время, которое имелось в распоряжении для того, чтобы решить, сбивать самолёт или нет, было жёстко ограничено.

Информация от станции обнаружения и целеуказания передаётся в передвижной командный пункт. Командный пункт должен находиться на безопасном расстоянии от радиолокационного передатчика, так как любой прибор, излучающий электронные сигналы, становится тактической целью. Командный пункт обеспечивает распознавание цели, определяет метку «свой-чужой» и  даёт команду на открытие огня. Оператор командного пункта выбирает цели, обозначенные на радаре, и определяет, сколько ракет понадобится для перехвата выбранной цели.

Как только на командном пункте принимается решение об открытие огня, информация о цели отправляется на самоходные огневые установки. Цель может находиться в пределах досягаемости не всех самоходных огневых установок. Некоторые из них могут находиться в более подходящем для атаки месте. Желательно избегать выстрелов по цели, которая удаляется от позиции ракетной установки. Пуск ракеты по удаляющемуся самолёту известен как стрельба на догонном курсе и не считается наилучшим решением.

Каждая самоходная огневая установка оснащена 4-мя готовыми к запуску ракетами. Команда на пуск может быть дана с удалённого командного пункта или вручную – оператором установки. В более ранней версии комплекса «Бук» самоходная огневая установка не имела собственной РЛС. Она полностью зависела от информации о цели, которую ей передавал командный пункт. Во время боя противник стремился блокировать систему, уничтожив основную РЛС. Это делало оставшуюся часть комплекса небоеспособной. Чтобы предотвратить это, в более поздних моделях комплекса «Бук» установили станции обнаружения и целеуказания на каждой самоходной огневой установке. Вспомогательная РЛС способна обнаруживать цели в 42 км от самоходной огневой установки. Вспомогательная станция обнаружения и целеуказания предоставляет намного меньше информации, чем основная станция. Индикатор РЛС самоходной огневой установки выдаёт на экран только метку постоянного размера, независимо от типа самолёта, будь то Боинг 777 или лёгкий двухместный самолёт. Ни приёмоответчика, ни системы распознавания «свой – чужой» нет. Оператор выбирает цель, направляет на неё одну или несколько ракет и выпускает их.

Чтобы поразить самолёт, ракета наводится в направлении цели и выпускается.  Под носовым обтекателем ракеты расположена радиолокационная головка самонаведения. Сигнал от локатора, переданный основной РЛС поиска и сопровождения цели, «срисовывает» цель и отражает эхо-сигнал в пространство. Головка самонаведения сканирует пространство в поисках отражённого сигнала и выбирает курс перехвата. Это очень важная информация.

Если, услышав ночью самолёт, поспешить во двор с фонариком, навряд ли удастся увидеть самолёт. Луча от фонарика будет недостаточно для того, чтобы подсветить самолёт, летящий высоко в небе. Мощь луча фонарика будет ослаблена из-за расстояния до самолёта, и лишь несколько фотонов отразятся в ваших глазах. Чтобы увидеть самолёт на высоте 33.000 футов, понадобится очень мощный прожектор.

То же самое относится и к РЛС. Головка самонаведения сканирует воздушное пространство в поисках отражённого от цели импульса от РЛС. Ракета предпочтёт более сильный отражённый от цели сигнал более слабому. Сигнал от крупных целей сильнее. Большинство военных самолётов – относительно небольшие, и спроектированы так, чтобы сводить к минимуму отражённый импульс радара. По сравнению с ослабленным сигналом, отражённым от самолёта-истребителя, Боинга 777 светится, как дирижабль.

Ракета содержит радиолокационный передатчик, который позволяет ей окончательно захватить цель. Этот передатчик также функционирует как дистанционный взрыватель. Он измеряет время, за которое импульс передатчика возвращается от цели. Когда измеренный промежуток времени соответствует расстоянию 50 футов от цели, подрывается боеголовка ракеты. Взрыв заряда взрывчатого вещества, по мощности равный взрыву 6-ти 155 мм снарядов, засыпает цель маленькими кусочками раскалённой добела шрапнели. Эти поражающие элементы пришивают фюзеляж, разрубают линии управления, калечат и убивают тех, кто находится в самолёте и выводят из строя основные узлы. В случае попадания раскалённой шрапнели в топливный отсек она, скорее всего, спровоцирует его возгорание.

Следует отметить, что если основная станция обнаружения и целеуказания имеет дальность поиска 140 км, дальность РЛС самоходной огневой установки составляет всего 42 км. Комплекс «Бук» впервые принят на вооружение в 1980 году и с тех пор несколько раз модернизировался. Дальность поражения цели этого комплекса зависит от типа ракет, который используются. В самом первом комплексе «Бук» использовались ракеты 9М38 дальностью в 30 км. Ракеты для «Бук М-1» имели индекс 9М38М1 и дальность в 35 км. В комплексе «Бук М-2» используются более совершенные ракеты 9М38 дальностью 42 км. Точные возможности комплекса «Бук», который имеется в наличии у Украины не известны, но считается, что это либо «Бук» модификации М-1, либо М-2.

Раздел 2. Крушение рейса МН17 Малазийских Авиалиний

Самолёт рейса МН17 летел на высоте 33.000 футов. Салон был герметизирован, так что условия для пассажиров были такими же, как и на высоте 7.000 футов. Из-за перепада внутреннего и внешнего давления любые разрывы или дыры в фюзеляже быстро увеличиваются, так как воздух внутри него очень быстро вырывается во внешнюю атмосферу. После взрыва ракеты кинетическая энергия продолжает двигать самолёт вперёд со скоростью 1 км каждые 4 секунды. Повреждённый фюзеляж разрушается воздушным потоком из-за высокой скорости. Ракета инициирует разрушения, а кинетическая энергия самолёта завершает их. Когда воздушный поток разрушает корпус самолёта на части, он начинает терять скорость. Системы управления отказывают, двигатель и топливная система, возможно, не работают, экипаж может быть уже мёртв, а радиостанция молчит. Он будет падать по баллистической траектории. Учитывая вес самолёта и его первоначальную скорость, он может пролететь от 20 до 30 километров, прежде чем упадёт на землю.

Траектория падения самолёта рейса МН-17

Хотя точная причина крушения самолёта рейса МН17 подлежит дискуссии, есть несколько фактов, которые нам уже известны. И эти факты неоспоримы. Жители окраин городка Рассыпное рассказали, что видели тела, падающие с неба. Это означает, что фюзеляж самолёта претерпел значительные структурные повреждения, и пассажиры вывалились в воздушный поток. Двигатели самолёта, а также тяжёлые части планера самолёта упали на поле с подсолнухами, расположенное рядом с птицефабрикой к югу от городка Грабово. Поле с обломками находилось между этими двумя пунктами, причём более тяжёлые фрагменты упали на восточную часть поля. Изображение 1 показывает поле с обломками (DebrisField). Расстояние по линии, прочерченной между Рассыпное и Грабово, равно 5 км, а промежуточные метки проставлены с интервалом в 1 км. Эта линия показывает путь, которому МН17 следовал во время своего падения и предполагает, что самолёт двигался курсом 090 градусов после того, как его сбили.

Авиадиспетчерская служба Украины проинформировала Малазийские Авиалинии, что радиолокационный контакт с самолётом был утерян в 16:23 по местному времени, или в 14:23 по Гринвичу. Последняя позиция МН17, зафиксированная радаром, показывает, что самолёт проходил в 50 км от российской границы курсом 118 градусов относительно истинного меридиана, и двигался со скоростью 490 узлов (907 км/ч).

Мы можем нанести эти данные на рисунки для того, чтобы расширить понимание того, что произошло. Поле с обломками за пределами городка Грабово расположено по линии маршрута полёта курсом 090 градусов. Это значительное отклонение от курса, которым следовал МН17, когда в последний раз был на экране радара – курс, которым он следовал на тот момент, был 118 градусов. Мы можем продолжить линию курса 090 градусов на запад, пока она не пересечётся с курсом МН17 в точке 50 км от Российской границы. Эта точка близка к вероятному месту, в котором и произошло катастрофическое повреждение самолёта и его систем. Эти две объединённых траектории показаны на изображении 2.

Отклонение самолёта от курса

Жители Тореза рассказали, что слышали 2 взрыва в 16:20 по местному времени (14:20 по Гринвичу). Некоторые слышали только один взрыв. Возможно, что это были звуки взрыва ракеты комплекса «Бук» рядом с МН17. С учётом разницы в 3 минуты между взрывами и исчезновением самолёта с экрана радара управления воздушным движением можно предположить, что ракета повредила цель примерно за 3 км до этого, когда самолёт ещё двигался курсом 118 градусов. За 3 минуты, пока самолёт пролетел это расстояние, аэродинамическая сила разрушила самолёт. Как только МН17 превратился в искромсанную груду метала, он потерял все основные аэродинамические характеристики и начал падать.

Ракеты комплекса «БУК М-1» двигаются со скоростью практически 3 Маха. Они должны подняться с наземной стартовой позиции и достичь высоты цели. В случае с рейсом МН17 ракета должна была подниматься вертикально около 5.5 миль (8.85 км). Скорость ракеты почти в 3 Маха равна 2.284 миль в час или 3.375 футов в секунду. Запущенной вертикально ракете комплекса «Бук» понадобилось бы примерно 10 секунд для того, чтобы достичь высоты, на которой летел самолёт рейса МН17. В течение этих 10 секунд МН17 пролетел бы 2.5 км. Если мы передвинем 2.5 км назад по курсу МН-17 (зелёный сегмент), мы найдём точку удара, в том случае, если пусковая площадка находилась прямо под самолётом.

Однако маловероятно, что пусковая установка находилась прямо под ним. Комплекс «Бук М-1» оснащён ракетами 9К37М с дальностью 35 км. Что эквивалентно 114.828 футам, которые ракета проходит со скоростью 3.375 футов в секунду.

Спутниковые снимки

Россия опубликовала спутниковые снимки (см. Изображение 3), на которых показан украинский «Бук М1» на позиции в 30 км к востоку от Донецка и в 8 км к югу от Шахтёрска. Ракете, выпущенной с такой позиции, понадобилось бы 21 секунда, чтобы покрыть расстояние до МН17. За этот период МН17 пролетел бы 5.2 км. Если мы передвинемся на 5.2 км назад по траектории полёта самолёта курсом 118 и нарисуем круг диаметром 70 км, мы найдём то место, в котором, предположительно, находилась самоходная огневая установка комплекса «Бук».

Объединённая информация о курсах полёта

Если мы соединим всю эту информацию и изобразим её на карте, мы увидим следующее (см. Изображение 4). Красная линия показывает курс МН17 118 градусов. Соседняя шкала равна 50 км в длину и изображает расстояние между МН17 и российской границей в то время, когда самолёт исчез с экрана радара управления воздушным движением. Точка удара ракета должна находиться к северо-западу от этого 50 км-го расстояния. Поле с обломками между Рассыпное и Грабово изображено как голубой овал длиной примерно в 10 км. Расстояние от западного конца поля с обломками до курса МН17 в 118 градусов составляет 20 км. Это соответствует ожидаемой траектории объектов, которые упали с высоты 33.000 футов, когда самолёт передвигался со скоростью 1 км каждые 4 секунды. Зелёный сектор, тянущийся назад по траектории МН17, показывает расстояние, проложенное между 16:23 и 16:20; время, когда жители Тореза слышали один или два взрыва и время, когда самолёт пропал с экрана радара управления воздушным движением. Жёлтый сектор, тянущийся назад по траектории МН17, показывает расстояние, показывает время полёта ракеты, который длился 21 секунду. Серый круг показывает дальность 35 км, центр которой находится в конце жёлтого сектора. Ракета, которая сбила самолёт рейса МН17, должна была быть выпущена в пределах этого серого круга.

Раздел 3. Позиция комплекса «Бук» ополченцев, найденная The Telegraph

TheTelegraph сообщила о расположении огневой позиции комплекса «Бук» к юго-востоку от п.Снежное. Это место было определено при помощи фотографий, предоставленных украинским СБУ, службой безопасности МВД Украины. Изображения, представленные СБУ, были сделаны в Торезе и служат целью показать инверсионный след ракеты комплекса «Бук», выпущенной силами ополченцев.

Некий блоггер по пытался определить на местности позицию по  этому дымовому следу, используя ориентиры, имеющиеся на фотографии. По этим предположениям получается, что огневая позиция располагалась к югу от п.Снежное. Журналист из лондонского издания The Telegraph исследовал подозрительный район и обнаружил участок выжженной земли на пшеничном поле. Обнаруженные рядом следы свидетельствовали о каком-то проезжавшем через это место транспорте, вероятно,  гусеничном. Эта позиция к югу от п.Снежное совпадает с изображением в сети, на котором показана самоходная огневая установка комплекса «Бук», двигающаяся на юг по дороге со сплошной разделительной полосой, идущей от Снежного по направлению к российской границе.

Место, откуда был произведён пуск, было определено по картам Google. Это показано на Рис. 5. Серо-голубой круг показывает радиус в 35 км для ракеты 9М38M1. Чёрной точкой в центре отмечена позиция, с которой, как предполагает The Telegraph, был произведён выстрел.

По этой предполагаемой схеме сразу видно, что точка перехвата находится более чем в 50 км от предполагаемой огневой позиции, расположенной к югу от п. Снежное. Она  значительно дальше, чем 35-км радиус ракеты «Бук М1». Абсолютно невозможно, чтобы ракета, выпущенная «Буком» с этой позиции, могла поразить  MH17, чтобы это привело к его падению за п. Храброе. РЛС  самоходной огневой установки  не была в состоянии обнаружить  MH17. Самолёт находился за пределами как 42-км радиуса действия РЛС, так и 35-км радиуса дальности поражения ракеты.

Вероятное расположение области разброса обломков

Рис. 6 показывает вероятное расположение области разброса обломков, если бы РЛС комплекса «Бук» к югу от п.Снежное засекла  MH17 в самый ранний момент из всех возможных. Используя те же данные, применённые раньше, становится очевидным, что поле разброса обломков попадает почти прямо на место запуска ракеты.

Окружность в 50 км на периферии российской границы

Курс в 118 градусов для трассы полёта MH17 может быть уточнён по данным с радара радиолокационной службы,   но точное расположение этой трассы может вызывать сомнения.  На некоторых реконструкциях показано, что MH17  проходил прямо над Горловкой.  Это означало бы, что MH17 находился даже ещё дальше от радиуса дальности пуска ракет для «Бук М 1», находившегося на огневой позиции к югу от п. Снежное.  На Рис.7 показана окружность в 50 км на периферии российской границы.  Даже если MH17 проходил прямо над Горловкой, зона  захвата радара, предполагающая появление поля разброса обломков в окрестностях п. Храброе, что всё равно находится за пределами радиуса поражения ракеты,  выпущенной комплексом «Бук» с позиции к югу от п.Снежное.

Реконсткукция трассы по курсу 118

Рис.8 показывает реконструкцию трассы по курсу 118 градусов, проходящую прямо над Горловкой. Поле обломков по-прежнему приблизительно в том же месте, но ориентировано по курсовой трассе. Белый сегмент показывает траекторию свободного падения, зелёный сегмент отмечает расстояние, пройденное в 3-минутный промежуток между сообщением о взрывах и потерей сигнала на радаре, а жёлтый сегмент показывает расстояние, пройденное за время подлёта ракеты.  Совершенно невозможно для комплекса «Бука М 1», расположенного на позиции к югу от п. Снежное, о которой сообщил  The Telegraph, сбить самолёт рейса MH17. Его зона ведения огня находится значительно дальше к северу от 50-км полосы вдоль российской границы.

Ранее отмечалось, что имело в районе п.Снежное находилась съёмочная группа BBC, которая также искала позицию, с которой стрелял комплекс «Бук».Они не нашли ничего, не обнаружили и свидетельств местных жителей о замеченном следе пуска ракеты.  Люди из The Telegraph появились позже и действительно нашли позицию выжженной земле и следам тяжёлой техники.  Независимо от того, что, по его заявлениям, обнаружили люди из The Telegraph, ракетой, запущенной с указанной ими позиции, физически невозможно было перехватить MH17.

Следующая часть посвящёна исследованию имеющихся данных для определения позиции комплекса «Бук», выпустившего ракету, которая сбила самолёт рейса  MH17 и унесла жизни 298 человек.

Часть 2.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Разрушит ли окончательно Христя Фриланд канадско-российские отношения?

10 января 2017 премьер-министр Канады Джастин Трюдо уволил министра иностранных дел, Стефана Диона и поставил на его место Христю Фриланд, занимавшую пост министра внешней торговли. Эта перетряска каб...

Подробнее...

Донбасс откалывается от агонизирующей Украины

Политический ландшафт Украины продолжают сотрясать тектонические сдвиги. На прошлой неделе после введения укронацистами тотальной блокады Новороссии Россия объявила, что с этого момента признает офици...

Подробнее...

Интересная для Владимира Путина и Дональда Трампа неделя

Очередной шаг Путина Я не слежу за западными корпоративными СМИ, а потому не знаю, как освещали развитие событий на Западе, но в России и на Украине большой новостью стало решение России признавать о...

Подробнее...

Бюджет без русских: кошмар Империи

Я считаю, нездоровую истерию вокруг России необходимо прекратить. Вероятно, этого не будет. По причинам внутренней и имперской политики Вашингтон и Нью-Йорк  опять манипулируют американской публи...

Подробнее...

Возможный сдвиг российской позиции по Новороссии

В России происходит кое-что интересное. Недавнее убийство Гиви привлекло колоссальное внимание ведущих СМИ, больше, чем другие убийства командиров Новороссии. Более того, большинство ключевых персон, ...

Подробнее...

Google+