Китай будет править Евразией

Китай будет править Евразией

Каждое государство стремится получить как можно больше прибыли. Она поступает по большей части от налогов, равно как и таможенных пошлин, которые остаются важным источником дохода. Администрация Обамы, прислуживая нео-либеральным американским элитам, придумала план запереть Китай в азиатско-тихоокеанском регионе соглашением с аббревиатурой ТТР. 

Транс-Тихоокеанское Партнёрство было разработано с целью заставить Китай полностью открыть свой рынок, снять таможенные пошлины и подстроить свои законы под американские. ТТР осуждали многие его критики, и довольно странно, что главным образом в Европе и в США, а не в Китае. Возможно, лучше всего известно утверждение Джулиана Ассанжа: «Если договор будет одобрен, то фирменный режим ТТР растопчет гражданские права и права человека»[1]. На самом деле ТТР было создано, чтобы дать американским корпорациям фору в Азии путём ограничения суверенитета стран-участниц. Трамп, осознавая, что Демократы с этим проектом оказались на очень тонком льду, отменил его и начал свою торговую войну… тарифами, которые принесли значительную выгоду американскому бюджету. Оба правительства — и Обамы, и Трампа — реализовывали и всё ещё продолжают следовать все той же стратегии, но различными средствами: Америка должна противодействовать мощи Китая. Эта стратегия провалилась.

План Китая по созданию Нового Шёлкового Пути противодействует американским попыткам уменьшить роль Пекина в мировой торговле. ТТР работает даже без США, а Китай окружён странами-участниками ТТР. Япония, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Сингапур образуют полукруг вокруг Южно-Китайского моря, которое играет ключевую роль для Китая в торговле с остальным миром. Потому-то китайцы и решили перенести торговлю на железные дороги. Отважный, огромный и рискованный проект. Давайте рассмотрим его поближе.

Новые Шёлковые пути

Главное отличие Нового Шёлкового Пути от ТТР в том, что он не вынуждает страны Азии и Европы менять свою политику или законы. Дороги и железные дороги должны строиться как часть крупного китайского проекта, выгоду от которого получит не только Китай, но и все страны, где они будут построены. И при этом китайцы могут использовать те же самые методы, которые западные страны используют повсюду и неразвитых странах: Пекин тоже может сделать страны зависимыми от китайских компаний (то есть тех, которые получат новую инфраструктуру) через займы и зависимость от них. С одной стороны, это вызовет резкий рост экономик в странах по всему Новому Шёлковому Пути, а с другой эти страны могут легко попасть в ловушку пекинского долга. Кстати, Пекин уже захватил крупный порт в Шри-Ланке[2]  и неспешно скупает Пакистан[3].

ТТР вынуждает страны ограничивать роль государственного сектора и самого государства в экономике, а это отнюдь не так в случае инициативы Нового Шёлкового Пути: она уважает авторитарные правительства Ценральной Азии и сконцентрирована на сотрудничестве с государственными предприятиями. Кроме того, ТТР ориентирован на сельское хозяйство, право на интеллектуальную собственность, защиту окружающей среды и высокотехнологичную промышленность, иными словами, на те области, где США — лидер и где они хотели бы экспортировать свои компетенции за плату и без таможенных пошлин. Новый Шёлковый Путь, с другой стороны, сконцентрирован на том, что больше всего отсутствует в неразвитых странах Азии: инфраструктуре и создании крупной сети поставок энергоносителей, которая могла бы предотвратить вечные блэкауты (см пример Пакистана, где китайцы строят угольные электростанции) и бурном развитии промышленности.

Великобритания, Нидерланды, Испания, Франция, Португалия и позже США выстраивали своё влияние на морской торговле. Две-три сотни лет назад в аграрную эпоху и позже в начале промышленной эры не имело значения, нужно ли вам ждать товар один или два месяца. Сегодня более быстрый поток информации увеличил необходимость скоростного транспорта. В эру IT мы хотим получить всё и сразу. Морская торговля стала слишком медленной для общества потребителей. Дни авиаперевозок тоже сочтены в смысле климатический целей западных правительств. Правительствам Западной Европы придётся полагаться на сеть китайских скоростных поездов из-за собственной «зелёной программы».

В структуре Нового Шёлкового Пути Пекин планирует три основных маршрута поездов:

1. Из Манчжурии в Западную Европу через Россию, Белоруссию, Польшу.

2. Из Синцзяня на северо-западе Китая через страны Центральной Азии, Иран, Турцию в Европу.

3. Из китайского города Куньмин напрямую в Сингапур.

При среднем времени транзита 16-20 дней транспортировка поездами между Китаем и Европой теперь составляет всего 15-20 дней, быстрее, чем морской фрахт. Есть пути между Китаем и Германией ещё быстрее (например, 11 дней). Конечно, самый быстрый способ воздушный, но объём и вес часто ограничены так, чтобы фрахт не стал слишком дорогим. Следовательно, железнодорожный фрахт, как ожидается, будет иметь преимущество как минимум в размере 80% по сравнению с воздушным.

Однако Пекин планирует построить сеть сверхскоростных поездов с тем, чтобы путь от Западной Европы до Шэньчжэна составлял 48 часов. В 2015 году в своей книге китайский финансовый специалист и выдающийся писатель Сун Хунбин рассчитал, что три упомянутые  маршрута поездов общей длиной 30 000 километров будут стоить 650 миллиардов долларов. Помимо возможной не прибыльности всего предприятия, есть и другие риски:

1. Технические проблемы. Китай обладает большим опытом строительства скоростных пассажирских поездов, но чтобы стать конкурентоспособным в морском транспорте поезда должны быть способны транспортировать крупные грузы через различные климатические зоны молниеносно.

2. Безопасность инфраструктуры во многих регионах Азии. В Пакистане, например, власть правительства не распространяется на каждый уголок страны.

3. Различная ширина пути в странах бывшего Советского Союза и в Европе не является техническим препятствием, которое можно легко обойти. Это своего рода военная предосторожность. Перегрузка стоит времени и денег.

4. Нестандартизованное таможенное оформление, накладные, коммуникационные системы.

5. Валюта. Будут ли готовы все страны вести торговлю по Новому Шёлковому Пути в юанях?

6. Поставки энергоносителей. Параллельно сети железных дорог необходимо достаточно электричества для потребляющих энергию экспресс-поездов.

Мы полагаем, что Новый Шёлковый Путь будет построен и будет действовать несмотря на все потенциальные проблемы. История и политика предоставляют для этого аргументы. Вспомните план Маршалла. Он казался невыгодным для Америки, он стоил американскому бюджету невероятное количество денег в течение длительного периода. Но после Второй Мировой он вынудил Западные страны пользоваться в торговле долларом. Долларизация Европы (сюда ещё входила и закупка американских правительственных бондов) заняла долгое время, вплоть до 2000-го с введением евро. Теперь Китай может «юанизировать» Евразию, чтобы укрепить свои позиции как сверхдержавы. Наполнение мира юанями определённо принесет свои выгоды. Евразия, объединённая общей энергией и железнодорожной системой с юанем в качестве ведущей валюты — вот кошмар Вашингтона. Тогда Америка будет похожа на остров на краю крупнейшего континента, где живёт большая часть населения мира.

Ссылки:

1. Wikileaks veröffentlicht geheim Protokolle, Gulli.com 2013-11-13.

2. Sri Lankas Schmerz mit der Seidenstraße, DVZ 2019-01-08.

3. China treibt Wirtschaftskorridor durch Pakistan voran, DW 2017-06-05.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Летящий дракон, падающий орёл

Четыре геоэкономических саммита, сжатые в одну неделю, говорят о том, где мы находимся в эти в высшей степени антиутопические времена. За (виртуальным) подписанием ВРЭП (RCEP) во Вьетнаме последовала...

Подробнее...

Всестороннее Региональное Экономическое Партнерство встает на Новые Шелковые Пути

Хо Ши Мин в своей вечной обители будет наслаждаться с небесной ухмылкой. Вьетнам был — виртуальным — хозяином в последний день 37 саммита АСЕАН, когда 10 стран АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, А...

Подробнее...

Чувствуете, чем пахнет то, что готовят китайцы?

Остается менее недели до меняющих всю игру президентских выборов в США, а настоящее сердце геополитических и геоэкономических действия фактически невидимо для внешнего мира. Мы говорим о пятом Пленум...

Подробнее...

Выбор России и Китая

Каковы бы ни были геополитические и геоэкономические последствия эффективной американской антиутопии, стратегическое партнёрство Россия-Китай в собственных, чуть отличающихся документах уже проголосов...

Подробнее...

Пределы китайского влияния

Всё в отношениях Китая  и США зависит от результатов грядущих президентских выборов в США. Трамп 2.0 фактически резко повышает свою ставку на развязку, намереваясь задавить «злобный» Китай на мн...

Подробнее...

Google+