Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе в действии

Центральная Азия между Китаем и Европой бурлит

Новые Шёлковые Пути на китайско-казахской границе
Поезд платформенной компании под названием «Юксиноу» (Yuxinou ) тянет груз между Германией и Чунцином, он виден с автомагистрали Алматы-Хоргос. Фото: Пепе Эскобар/Asia Times.

Мы мчимся по девственно чистому 380 километровому четырёхголосному шоссе из Алматы в Хоргос — оно было закончено в 2016 году, стоимость строительства составила $1.25 миллиардов, 85% стоимости покрыто займом Мирового Банка. А затем, внезапно, параллельно с нами возникает настоящая звезда связности Новых Шёлковых Путей.

Знакомьтесь — «Юксиноу», грузовой контейнерный поезд, курсирующий туда-сюда по 11 000 километровому железнодорожному коридору, связывающему город Чунцин в провинции Сичуань через Синцзянь и Казахстан с Россией, Белоруссией, Польшей и в итоге Дуйсбургом в долине Рура. И всего за 13 дней.

По пути «Юксиноу» останавливается помимо прочего в Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Тегеране, Стамбуле, Москве и Роттердаме: прямо «свливки» евразийских городов. Он перевозит ноутбуки, BMW, запчасти, одежду, механическое оборудование, международные почтовые отправления, химические продукты, медикаменты и медицинский инструментарий — всевозможные товары, сделанные как в Китае, так и в Европе. И всего лишь за 20% от цены воздушных перевозок.

Эта операционная платформенная компания называется «Юксиноу (Чунцин) Логистик Co., Ltd.», совместное предприятие железнодорожных компаний Китая, России, Казахстана, Германии и муниципального правительства Чунцина, которое очень гордится своей «беспрепятственной интеграцией многонациональной железнодорожной логистики» — вкупе с быстрой таможенной процедурой, называемой «единая декларационная и инспекционная служба на всей дистанции пути».

Главный перекресток «Юксиноу» — перекрестье между Алашанькоу на китайской стороне казахской границы и Хоргосом, особой экономической зоной в Казахстане. Весь проект, возможно, только начинается. В конце концов Инициатива «Пояса и Пути» всё ещё, в соответствии с подробным расписанием Пекина, находится на стадии планирования.

Итак, Хоргос, возможно, далёк от превращения в новый Дубаи, о чём шумели несколько лет назад. Но смотреть на Хоргос в действии — увлекательный опыт, не имеющий аналогов по своей полезности для огромного потенциала «Пояса и Пути». Как и Китайско-Пакистанский Экономический Коридор, по северной части которого я путешествовал год назад, это одна из драгоценностей короны «Пояса и Пути».

Посещение торговых центров

На самом деле есть три места перейти границу в Хоргосе. Я прибыл по шоссе на эксклюзивный переход грузовиков-контейнеровозов. Затем я зашёл на переход, которым пользуются казахи и жители всей Центральной Азии, он ведёт к ряду мега-торговых центров с товарами дьюти-фри, официально он называется Международный центр пограничного сотрудничества (ICBC). Затем есть ещё станция  в Алтынколе, где «Юксиноу» останавливается, как и грузовые/пассажирские поезда Урумчи-Алматы. Настоящая специальная экономическая зона (SEZ) — многие здания ещё строятся — на окраине Хоргоса.

yu-e1575453640975

Расписание движения поездов Алматы-Урумчи на станции Алтынколь.

ICBC — 5,3 кв. километров с пятью многоэтажными торговыми центрами, где более 2 000 магазинов — своего рода нейтральная ничейная земля. Если вы казах или китаец, виза не нужна. Но приезжают и люди со всей Центральной Азии — автобусом, желая воспользоваться преимуществами неограниченного предложения товаров под маркой «Сделано в Китае».

Остановка автобуса в Хоргосе перед пересечением границы к китайскому мега-торговому центру Фото: Пепе Эскобар.

yu3-e1575452696360

Новая, с иголочки, казахская таможня Фото: Пепе Эскобар.

Процедура вполне прямолинейна. Посетители обычно прибывают рано утром на огромную автобусную парковку. Они проходят пешком небольшое расстояние между очень современным зданием казахской таможни (в день моего приезда из-за лютого холода было практически пустым). Затем садятся в автобус-шаттл, едут к китайской границе, которую проходят почти без всякой бюрократии (хотя жителям Центральной Азии, кроме казахов, нужны визы), и устремляются в торговые центры.

yu21575450653391

Носильщик с добычей покупателей в китайском торговом центре Фото: Пепе  Эскобар.

Они возвращаются в конце дня, полностью обвешанные товарами — великолепный бизнес для армии носильщиков и упаковщиков. Затем садятся на свои автобусы и возвращаются во все точки Казахстана и других «станов». В напряжённые дни, особенно летом, в ICBC может быть до 8 000 покупателей.

Основная связь Китая с центрально-азиатскими и западно-азиатскими рынками и далее в Европу идёт через Казахстан, который считается вторым по величине торговым партнёром Китая. В то же время важно помнить, что Хоргос — прямо на границе провинции Синцзянь, а это подразумевает максимальную бдительность китайских служб безопасности.

yu5-train-e1575453139602

«Юксиноу» на станции Алтынколь в Хоргосе Фото: Пепе Эскобар.

 Азиатский Банк Развития также предоставил финансирование альтернативного маршрута из Бишкека в Ош наряду с $850 миллионами займа от Экспортно-импортного банка США.  Эта дорога — просто нечто, она перерезает киргизские горы и проходит далее, сокращая по меньшей мере 220 километров путешествия в сравнении с древним путём. Ответственность за её строительство, как и 3,3 километровый тоннель, несла инженерно-мстроительная компания из Гонконга China Road and Bridge Cooperation.

Но дорога весьма занятная: на последнем горном переходе перед последним броском до Бишкека мой водитель Алекс и я провели многие часы, договариваясь с водителями грузовиков, съехавших на обочину в снег, и мириадами беспомощных водителей, застрявших без колесных цепей.

Китай и «станы»

Другой переход китайско-киргизской границы — Эркеш-Там. Раньше он был основной южной ветвью древнего Шёлкового Пути, идя прямо из Кашгара. Дорожное покрытие было обновлено в 2013 году, добавив к связности сети интеграции, связывающие Киргизию, Синцзянь и шоссе Каракорум в Пакистане. Я обогнал автоколонну китайских грузовиков-контейнеровозов, идущих из Эркеш-Тама.

Китайско-таджикский переход только один, на высокогорном переходе Кулма, на высоте 4363 метра. На самом деле китайская граница в 14 километрах от границы Таджикистана, очень близко к шоссе Каракорум — ещё один пример связности. Та дорога открылась в 2004 году и тоже идёт по древнему Шёлковому Пути.

Вся дорога между переходом Кулма и столицей Таджикистана Душанбе, в которую входит легендарное шоссе Памир (тема грядущей двухсторонней особой встречи) все еще (медленно) в процессе работы. Она финансируется $254 миллионным займом от EXIM Банка Китая. Работы ведутся компанией China Road and Bridge Cooperation.

У самого Душанбе на съезде с Памирского шоссе я увидел многоуровневую дорожную развязку, построенную на заём Еаропейского Банка Реконструкции и Развития и ещё один  от Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. То, что я видел, было просто историей в процессе развития: это был первый заём на развитие от Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. Будет их ещё много, ведь связность между Китаем и соседними с ним «станами» набирает скорость.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Си читает виртуальному Давосу многостороннюю нотацию

С понедельника по пятницу на той неделе наконец-таки состоялась продвигаемая Мировым Экономическим Форумом виртуальная программа Давоса. Нет, это не Великая Перезагрузка. По крайней мере пока. Програ...

Подробнее...

При Байдене вокруг Шёлковых Путей будет нарастать паранойя

Через семь лет после того, как президент Си Цзиньпин инициировал сначала в Астане, а потом в Джакарте Новые Шёлковые Пути или Инициативу «Пояса и Пути», они всё более сводят с ума американскую плутокр...

Подробнее...

Летящий дракон, падающий орёл

Четыре геоэкономических саммита, сжатые в одну неделю, говорят о том, где мы находимся в эти в высшей степени антиутопические времена. За (виртуальным) подписанием ВРЭП (RCEP) во Вьетнаме последовала...

Подробнее...

Всестороннее Региональное Экономическое Партнерство встает на Новые Шелковые Пути

Хо Ши Мин в своей вечной обители будет наслаждаться с небесной ухмылкой. Вьетнам был — виртуальным — хозяином в последний день 37 саммита АСЕАН, когда 10 стран АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, А...

Подробнее...

Чувствуете, чем пахнет то, что готовят китайцы?

Остается менее недели до меняющих всю игру президентских выборов в США, а настоящее сердце геополитических и геоэкономических действия фактически невидимо для внешнего мира. Мы говорим о пятом Пленум...

Подробнее...

Google+