2015: Год Медведя?

Пять направлений, где Россия может перегруппироваться

2015: Год Медведя?

Если бы я был стратегом, дающим советы российскому правительству по ключевым целям национальной безопасности на 2015 год (а я им не являюсь), вот какими были бы, с моей точки зрения, пять приоритетов на этот год:

Во-первых, Кремлю необходимо отразить так называемый «вызов Майдана» на Украине. Любая консолидация ориентирующейся на Запад администрации, особенно успешно проводящей экономические и оборонные реформы, которые облегчат расчёт на более тесные и более конструктивные отношения между Украиной и НАТО, а также с Европейским союзом, и не будут гарантировать российские акции, продолжает оставаться серьёзной угрозой российским интересам. Этот вызов после Оранжевой революции 2004 года, столкнулся с распадом коалиции, давшей начало драматическому политическому сдвигу, и с последующей недееспособностью, как только в правительство решалось на сколько-нибудь существенные реформы. Учитывая, что бывший украинский президент Виктор Янукович сейчас – отыгранная карта и вряд ли вернётся из российского изгнания, решающее значение имеет (с точки зрения Москвы), чтобы у украинцев – особенно в восточных и центральных частях страны –  развилось чувство, что, в сравнении с сегодняшними событиями, его правление, в конце концов, было не таким уж и плохим. Более того, будет крайне важно показать, что обещания, сделанные на Майдане, были пустыми, и что обещания, дававшиеся западными правительствами, выполнены не будут. 

Даже с падением нефтяных цен и развивающемся сейчас экономическом кризисе в России, Москва всё ещё имеет много рычагов воздействия на Украину, от поддержки сепаратистов до контроля над энергетическими ресурсами. Кроме того, существует множество точек разлома теперешней коалиции – реформаторы против бизнес-фигур, националисты против тех, кто открыт какому-то практическому приспосабливанию с Москвой. Некоторые из активистов Майдана в гневе при виде медленного темпа реформ и могут быть склонны оказывать давление на правительство в продолжение 2015 года. Но есть также и риск, что всё большее число украинцев на востоке, которые не связали свою судьбу с сепаратистами и поддерживали Петро Порошенко и его партию на выборах в Раду, будут отсраняться от правительства, которое не преуспело в восстановлении какой-то степени нормальности и предсказуемости в отношении страны с Россией.        

Конечно, Россия сейчас находится под санкциями со стороны Запада из-за её усилий на Украине, поэтому на её инструментарий оказания давления на свою соседку оказывает влияние второй приоритет 2015 года: частичное восстановление своих потрёпанных отношений с Европой. России необходимо две вещи в 2015 году: частичное ослабление санкционного режима, по крайней мере, расчистка пути для финансирования и развития новых энергетических проектов, и прекращение дальнейшего движения Украины на запад, при наличии достаточного числа членов ЕС и НАТО, категорически выступающих против каких-либо дальнейших шагов к расширению возможности полного членства в обеих организациях. Очевидно, что традиционный партнёр России в этих вопросах, Германия, сейчас менее надёжна, когда на посту остаётся Ангела Меркель.  По причине её пошатнувшихся отношений с президентом Владимиром Путиным из-за её уверенности, что она была им обманута в нескольких случаях в 2014 году, по поводу событий, разворачивающихся на Украине – поэтому, хотя Москва будет продолжать отыскивать собеседников внутри коалиции, особенно среди социал-демократов, усилия России будут сдвигаться в сторону некоторых более мелких центрально-европейских государств – членов ЕС (среди них Венгрия и Словакия) и сосредоточится на Франсуа Олланде, аргументируя, что продолжающиеся санкции и нестабильность в российско-европейских отношениях из-за Украины наносят ущерб обеим сторонам. России придётся демонстрировать большую гибкость в своих переговорных позициях по Украине и оказывать большее давление на сепаратистов в принятии политических договорённостей, но при этом есть надежда, что к весне будет продемонстрирован существенный прогресс в продвижении Украины к решению по децентрализации/нейтрализации, чтобы получить некоторое ослабление давления на Россию со стороны ЕС.

Даже если страны ЕС продолжат свои усилия по диверсификации источников энергоносителей, европейские инвестиции и техническая поддержка полезны в развитии российского энергетического комплекса, чтобы он был в лучшем положении при поставках на азиатские рынки, как наглядно продемонстрировал совместный газовый проект «Тоталь-Новатек» на Ямале. Это подводит нас к третьему приоритету:  налаживание китайско-российского партнёрства на возможно лучших условиях для Москвы. Россия уже объявила о собственном «развороте к Азии», задолго до Майдана, однако события 2014 года создали впечатление, что Россия всё отчаяннее нуждалась в китайской поддержке и что Москва, по ряду вопросов, была вынуждена соглашаться с условиями, которые были менее благоприятными для российских интересов по необходимости. Россия нуждается в связях с Китаем, точно так же как и Китай считает, что безопасность его северных и западных границ обеспечивается сильной Россией, способной противостоять Западу, и в лице России у него будет надёжный источник энергии и сырья, который не может быть перекрыт и подвергнут санкциям со стороны Соединённых Штатов. Однако Москве также нужно сохранить некоторый баланс в своих отношениях с Пекином, вот почему запланированный саммит Путина в Токио в конце этого года и дальнейшее продвижение российских проектов на Корейском полуострове так важны.  

Этому помогает, конечно, то, что Путин имеет в лице президента Си Цзиньпиня активного собеседника, который понимает долгосрочную ценность партнёрства с Россией для китайских интересов, даже если это означает ущерб краткосрочным вопросам (например, ценам на российскую продукцию). Ирония в том, что тот тип отношений, которые, наверное, Путин надеялся установить с Джорджем У.Бушем после 9/11, у него получатся с Си, учитывая то, что они оба будут определять китайско-российские отношения оставшуюся часть десятилетия.   

Интересный тест в отношениях Си и Путина – сможет ли Россия помочь разрядить некоторые из существующих напряжённостей между Индией и Китаем. Это четвёртый приоритет. Улучшившееся отношения между двумя азиатскими гигантами – но не слишком улучшившееся – служат интересам Москвы, создавая политическое доверие, необходимое для амбициозного проекта Транс-Синьцзяньского газопровода, который в итоге откроет связь энергопоставок между Россией и Индией. Уменьшившееся китайское давление на Индию – и, возможно, даже продвижение в сторону окончательного урегулирования давних приграничных споров – также ослабят некоторый импульс в улучшении отношений Нью-Дели с Соединёнными Штатами, особенно в области безопасности. Некоторая степень конкуренции между Индией и Китаем полезна для России – позволяя Москве соблюдать баланс между ними и продолжать своё активное и прибыльное сотрудничество по созданию вооружений с Индией – но если Китай будет слишком  властолюбивым, тогда усилия России по превращению БРИКС в более эффективный противовес  G-7 и охлаждению энтузиазма Индии к установлению более тесных связей с Вашингтоном (даже с учётом спорадических вспышек внимания к Индии во время администрации Обамы) будут поколеблены. 

Наконец, пятый приоритет – направить весь проект евразийской интеграции в нужное русло. Украинская интервенция и российские экономические невзгоды нанесли большой ущерб привлекательности Евразийского Союза. Москве нужно будет теперь убедить ключевых региональных лидеров – начиная с казахстанского Нурсултана Назарбаева – что «альтернатива Европейскому Союзу остаётся хорошей сделкой и имеет будущее. 

Россия завершила 2014 год ограниченная западными санкциями и своим собственным экономическим кризисом. Ей необходимо снова обрести свободу движений в 2015 году, ограничив ущерб в своих западных направлениях, продвинувшись вперёд со своей евразийской мечтой и усиливая свои варианты в Азии. Саммит АТЭС в Пекине и встреча G-20 в Австралии прошлой осенью показали, что Путин находится под давлением, но не в полной изоляции и не без выбора. Если администрация Обамы намерена продолжать свои усилия в 2015 году, чтобы всё больше превращать Путина в парию на международной арене, ей будет необходимо предпринимать гораздо более интенсивные усилия, чтобы дотянуться до всей команды лидеров – от Олланда и Синдзо Абэ   до Нарендры Моди и Назарбаева – чтобы было так, как хочет Вашингтон. Ему придётся также решить, сколько инвестировать в успех правительства на Украине – и уравновесить желаемые результаты с достижимыми целями. Однако самое главное вот в чём: Вашингтон не может сидеть сложа руки и надеяться, что проблемы российской экономики будут снижать активность России на мировой арене.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

На саммите «двадцатки» Трамп сбрасывает все карты

Я понял, что с президентством Дональда Трампа что-то не так в тот день, когда по его приказу бомбили воздушную базу аль-Шайрат в Сирии. Это был поворотный момент. Я понял, что это ошибка, в тот самый ...

Подробнее...

Неужели корейская холодная война вот-вот закончится?

На Корейском полуострове происходят заметные перемены. Две Кореи на деле начинают разоружение демилитаризованной зоны. За прошедшие пару недель они убрали 22 пограничных поста, разминировали зону общ...

Подробнее...

США срывают саммит АТЭС тарифными требованиями

Заметка об азиатском саммите в «Нью-Йорк Таймс» на прошлой неделе демонстрирует, как СМИ США дезинформируют своих читателей о международных событиях....

Подробнее...

Добро пожаловать в джунгли

Когда-то Жан Бодлер назвал Бразилию «хлорофиллом нашей планеты». И вот теперь же страна, по всему миру ассоциирующаяся с мягкой силой созидательной joie de vivre избрала на пост президента фашиста....

Подробнее...

Будущее западной демократии разыгрывается в Бразилии

В Бразилии разыгрывается ни как не меньшее, чем будущее политики по всему Западу — и по всему Глобальному Югу. Ободранные до самой сути бразильские президентские выборы представляют собой прямое стол...

Подробнее...

Google+