Переосмысление роли Польши для второго срока

Переосмысление роли Польши для второго срока

В то время, когда трансатлантические отношения определяются одновременно экономической нестабильностью и проблемами безопасности, динамично растущие экономика и политический вес Польши делают её всё более и более важным европейским союзником Соединённых Штатов. Таким образом, приобретает значение то, что за последние четыре года Америка в Польше потеряла общественную поддержку, несмотря на тесное межгосударственное сотрудничество, в особенности в связи с видной ролью польских вооружённых сил в Ираке и Афганистане, и несмотря на долгую историю сближения Польши с США с самого основания Америки вплоть до окончания Холодной войны.

Да, это правда: несмотря на польско-американскую связь через большую этническую диаспору, несмотря на поддержку Америкой движения «Солидарность» и борьбы страны за свободу и независимость от советского господства, несмотря на почитание здесь президента Рейгана – памятник ему был недавно открыт напротив посольства США в Варшаве – и несмотря на давнюю признательность за поддержку США членства Польши в НАТО в 1999 году, теперь польская общественность более благосклонна к Германии, чем к США. Сегодня Польша на 13 пунктов отстаёт от среднеевропейского уровня в том, что касается доверия к НАТО (об этом свидетельствует последнее исследование «Трансатлантические тенденции» немецкого Фонда Маршалла). «Трансатлантические Тенденции» также показывают, что общественная поддержка международной деятельности президента Обамы снизилась с 65% в 2011-м году до 49% в 2012-м.

Ясно, что что-то пошло не так, раз одна из исторически наиболее проамериканских наций пересматривает своё отношение к сути трансатлантических отношений. Но что?

Логично предположить, что дело во вступлении Польши в Евросоюз, по определению менее ориентированный на Соединённые Штаты. Может быть, до определённой степени так и есть, но это не может объяснить бросающегося в глаза масштаба перемены. Как и не может быть объяснено не оправдавшимися ожиданиями коммерческой выгоды после решительной поддержки американской военной операции в Ираке. Ни прогрессирующей «европеизацией» польских элит, сейчас ещё больше запутавшихся в лабиринте Брюссельских политических пакетов мер по спасению бюджетов и регулирования банковской деятельности. Чем это можно объяснить, так это по большей части массой американских внешнеполитических просчётов и ошибок в работе с общественностью.

Первой и самой главной из этих оплошностей было прекращение Обамой 17 сентября 2009 года соглашения времён Буша об установке в Польше наземных ракет-перехватчиков. Администрация заявила, что она планирует заменить эти планы Европейским Поэтапным Адаптивным Подходом (ЕПАП), системой, в оперативном отношении превосходящей программу времён Буша. Но это решение отложило ввод эксплуатацию ПРО в Польше с 2013 минимум до 2018 года, и было воспринято поляками как политический подтекст отсутствия уверенности, что это вообще когда-нибудь произойдёт. Они в высшей степени хорошо осведомлены, что ЕПАП зависит от того, как развиваются угрозы, создаваемые оружием массового уничтожения и ракетными амбициями Ирана. И, что ещё более важно, решения администрации Обамы были восприняты в контексте его «перезагрузки» отношений с Россией, вызвав подозрения, что продолжающаяся политика «услуги за услугу», в конечном счёте, приведёт к отказу от этого обязательства. Эти подозрения ещё более укрепились, когда в марте 2012 года пресса перехватила реплику президента Обамы президенту Медведеву в режиме отключенного микрофона, когда Обама сообщил, что после своего переизбрания он сможет предложить Москве «дополнительные уступки» по противоракетной обороне.

Что касается грубых ошибок в области связей с общественностью, формальное заявление об изменении политики в области противоракетной обороны было сделано 17 сентября – в 70-ю годовщину советского вторжения в Польшу в 1939 году. Это стало грандиозным провалом, памятным и по сей день.

В надлежащее время администрация Обамы протолкнула планы НАТО по обороне этого региона и создала новое ротационное подразделение в городе Ласк в центральной Польше. И то, и другое значительно укрепило безопасность в странах Центральной Европы и Балтии и, что примечательно, стало чем-то, что никогда не предпринималось в Европе всерьёз за все годы со времени расширения НАТО. Тем не менее, эффект, который это достижение произвело на общественность, был скомпенсирован заявлением администрации о «точке опоры» на Азию и, что ещё более важно, сокращением американского военного присутствия в Европе.

Эти сокращения прошли в американской прессе почти незамеченными, в отличие от Европы, особенно Центральной Европы. Восприимчивые поляки недоумевают, как Соединённые Штаты планируют управлять НАТО, включая ведущую роль Североатлантического союза в непредвиденных инцидентах на окраинах Европы, если не будут физически присутствовать там, обозначая своё участие. «Точка опоры» на Азию и сокращение военного присутствия часто воспринимаются в Центральной Европе как снижение Соединёнными Штатами статуса трансатлантических отношений в сфере безопасности.

Кроме ощущения, что Америка покидает Европу, у Польши остаётся множество более мелких, но едва ли тривиальных вопросов. По-прежнему не решён наболевший вопрос отмены визового режима: для поездок в США полякам всё ещё необходимы визы, и они считают, что это самая большая несправедливость после того, что сделала Польша для США в ущерб своим собственным европейским отношениям – вроде поддержки курса США в отношении Ирака в начале 2003 года, несмотря на возражения Франции и Германии.

А в памяти остались и другие американские оплошности в области пропаганды, включая ротационное размещение Соединёнными Штатами в Польше батареи Patriot, когда ракеты были поставлены невооружёнными, что было истолковано польской общественностью как ещё одна уступка России за счёт Польши – как раз в то время, когда появились сообщения, что Россия устанавливает ракеты в Калининграде. Президент усугубил зарождающееся в обществе чувство обиды своей оговоркой о «польских лагерях смерти», во время церемонии награждения Медалью Свободы в мае 2012 польского героя Второй мировой войны Яна Карского. И, хотя никто в Польше не верит, что это было сделано преднамеренно, осадок остался.

Польша

Снижение общественной поддержки Соединённых Штатов в Польше – это нечто большее, чем просто неумелая работа по связям с общественностью. Ключевой проблемой политики Обамы по отношению к Польше в течение его первого срока была его неспособность в полной мере принять во внимание важность сохраняющейся врождённой исторической памяти в Польше. Национальная безопасность остаётся для Польши основополагающим вопросом, так как всего лишь два десятилетия назад – едва ли не мгновение в польском историческом восприятии времени – страна была сателлитом Москвы. Потребуется развитие и демократическая консолидация на протяжении жизни, по крайней мере, ещё одного поколения, прежде чем исторические проблемы безопасности в отношении России исчезнут из поля зрения общества.

Более того: в дополнение к углубляющимся польско-европейским отношениям, для того чтобы сделать возможным конструктивный польско-российский диалог, потребуются мощные гарантии безопасности со стороны США.

А после исторических франко-немецкого и польско-немецкого урегулирований, свидетелями которых мы стали за последние полвека, это третье урегулирование составит последнюю часть великого историко-психологического строительства, которое, на самом деле обеспечит целостную, свободную и мирную Европу. Непонимание этого, или, что ещё хуже, настаивание на том, что геостратегические травмы Польши сегодня остались позади, как это косвенным образом следует из невнимания США и телодвижений администрации Обамы в области связей с общественностью, лишь углубляют в польском обществе чувство, что Вашингтон просто не понимает реалий этого региона.

Очевидное чувство беспристрастности США вполне может стать «новой нормой» в американо-польских отношениях, но оно не ухудшит двусторонних отношений. Польские лидеры по-прежнему рассматривают Соединённые Штаты в качестве важного союзника, как ту страну, с которой почти каждая семья имеет родственные связи, а также то место, где традиционная приверженность свободе и демократии делает американцев и поляков естественными союзниками. Но колебания политической конъюнктуры и просчёты в области связей с общественностью за последние четыре года привели к снижению доверия и перевели отношения в более деловую плоскость – не лучший фундамент для союзной солидарности и тесного сотрудничества в области безопасности на будущее.

Таким образом, второй администрации Обамы было бы целесообразно учесть уроки предшествующего четырёхлетия и тщательно рассмотреть способы восстановления уровня доверия, всего лишь несколько лет назад знаменовавшего американо-польские двусторонние отношения. Это необходимо для укрепления военного сотрудничества США с важным союзником. Польша – одна из немногих европейских стран, остающихся серьёзными военными игроками, проводящая ротацию более чем 30 000 солдат в Ираке и Афганистане и предоставляющая механиков, являющихся одними из наиболее квалифицированных в НАТО. Сейчас, после выборов в США, в то время как Польша готовится к модернизации своих сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск противоракетной обороны, наступило самое время, чтобы пересмотреть подход к ней. Со своей развивающейся экономикой и гарантированными 1,95% ВВП, зарезервированными для нужд обороны, Польша является европейским союзником, обладающим реальным потенциалом стать поставщиком безопасности для этого региона и важным внешним помощником, особенно учитывая растущее влияние страны в Европе. Было бы опрометчиво игнорировать этот потенциал.

Так что же делать конкретно? У США есть несколько сильных политических вариантов, которые могут быстро восстановить отношения и атмосферу общественного доверия. Одним из этих вариантов должно стать сосредоточение на визовой проблеме – необходимо, наконец, дожать Конгресс, чтобы убрать этот ненужный раздражитель. В наши дни и в наш век поляк, приезжающий в США, вряд ли представляет большую угрозу безопасности.

Существуют также площадки для дальнейшего укрепления сотрудничества в военной сфере, включая более тесное сотрудничество между США и польской оборонной промышленностью, особенно учитывая то, что Польша движется в направлении модернизации своей армии и противоракетной обороны.

Разведка сланцевого газа, где Польша также является в Европе лидером, должна быть использована с целью сближения коммерческих интересов США и Польши.

А что касается надлежащей политики в области безопасности, Вашингтон должен дать чёткий сигнал, что он рассматривает свои отношения с Польшей в стратегическом плане, как стратегический альянс со всё более важным лидером в Центральной Европе. Чтобы донести это, мы должны научиться говорить об упомянутых отношениях в историческом и стратегическом контексте, что поляки очень ценят и о чём до сих пор заботятся. Есть причины, и не все они несчастливые, почему Соединённые Штаты являются единственным местом на Земле, где сарказм «это история» – означает, что это уже не имеет значения. Мы должны помнить, что поляки не понимают этого выражения, и что в этом отношении американцы – да, исключительная сторона.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Удачный БРЕКСИТ — а теперь тяжёлые последствия

Великобритания покидает Европейский Союз. А после придёт тяжёлая доля. До конца этого года Британия должна подписать новое торговое соглашение с Европой, с США и с другими странами....

Подробнее...

Ложный миф о Черчилле

Был май 1940-го, и Уинстон Черчилль принял пост премьер-министра от трусливого и слабого Невилла Чемберлена. В своей первой речи в качестве премьер-министра в Палате Общин Черчилль навязывает публике ...

Подробнее...

Швеция: Хиджаб стал «образом года»

20 января единственная Олимпийская медалистка Ирана Кимия Ализаде бежала из Ирана. «Я одна из миллионов репрессируемых женщин в Иране, которыми они многие годы играют», написала она. Затем в прошлом ...

Подробнее...

Оксфорд может исключить эпические поэмы из классической программы

Известный учёный Виктор Дейвис Хэнсон объясняет, почему такой шаг был бы ошибочным Факультет классики Оксфордского университета предложил убрать из вводного курса две древние эпические поэмы, чтобы...

Подробнее...

Швеция: вопреки реальности

Ещё в феврале и марте 2017 года BBC News дали ряд статей о замечаниях Трампа с поношениями Швеции, в том числе под заголовком  «Трамп неправ, в Мальмё все тихо и спокойно»....

Подробнее...

Google+