50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Глава 7

Рождение Уильяма Шекспира, 1564 год

Уильям Шекспир

Шекспир – величайший из писателей, которых Британия когда-либо рождала. Он поднял английский язык на новые высоты и дал нам фразы и слова, которые мы используем по сей день.

Когда я был маленьким, родители взяли меня посмотреть постановку Генриха IV, часть I, в школе, где мой отец работал директором. Я был в высшей степени поражён персонажем Фальстафа, который по моей детской наивности казался мне скорее Санта Клаусом. Когда, ближе к концу пьесы, я думал, что его убили в битве при Шрусбери, я был очень расстроен.

 

И тем явнее было облегчение, когда он с трудом поднялся на ноги и оказалось, что он притворялся. Мой возглас восхищения заставил публику рассмеяться почти так же, как игра самого актёра.

Шекспир всегда был частью моей жизни – как и жизней тысяч британцев и британок. Он вырос из одного из самых ярких и волнующих периодов нашей истории – эпохи Елизаветы – а затем превзошёл её, с каждым следующим периодом продвигаясь вперёд. Мы всё ещё используем его слова и фразы. Его персонажи до сих пор в нас живут среди нас. Возможно, самым важным является то, что мы чувствуем гордость за него, потому что мы разделяем его гений со всем Миром. Принц Уэльский, читая лекцию на Дне рождения Шекспира в Стратфорде на Эйвоне в 1991, использовал язык, очень схожий с тем, на котором о нём говорят британцы. Шекспировское послание – универсально, не подвластно времени, хотя и обёрнуто в одежды своего времени. Он не просто наш поэт, но принадлежит всему миру. Да, корни его – наши, язык – наш, культура – наша.

Место рождения Шекспира

Наши знания о жизни Шекспира не полны. Он родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564-м году в семье преуспевающего торговца шерстью. Там же он пошёл в местную общеобразовательную школу. Среди прочего, он изучил латынь, в восемнадцать лет женился на местной девушке, Анне Хэтэуэй, которая была на 8 лет старше его. В это время она была беременна.

Коттедж Анны Хэтэуэй

К концу 1580-х, он, кажется, стал актёром труппы «Слуга Королевы» и начал писать пьесы. К середине 1590-х он собрал труппу «Слуги Лорда-Камергера» из актёров, которые собрались вместе после того, как вследствие эпидемии чумы театры Лондона позакрывались, и оставался с ними до конца своей карьеры. Он умер в 1616-м и был похоронен на родине, в Стратфорде.

Мемориал Шекспира утром

Жизнь Шекспира обладала многими качествами, характерными для современной жизни. Он был хорошо образованным человеком, представителем среднего класса из провинциального городка, который преуспел и разбогател в суматошном, быстро меняющемся медийном мире Лондона. Его поколение было первым, которое насладилось театром как полнокровной формой общественного представления. В течение многих лет до его времени пьесы имели обыкновение основывать на религиозных тематиках, но к концу шестнадцатого века всерьёз взялись за всевозможные сюжеты – романы, комедия и история – держа по образному выражению самого Шексприа «зеркало перед природой»[1]. Театр стал модным. Он привлекал спонсорскую поддержку со стороны богатых царедворцев. Он был полон соперничества, коварства и скандалов. Поклонница Ричарда Барбиджа, одного из самых известных актёров того времени, пришла в такой восторг от его исполнения роли Ричарда III, что попросила того прийти к ней и навестить её в облачении отвратительного короля. Шекспир – как говорит молва – пронюхал об этом и умудрился соблазнить её до прибытия Барбиджа. Они всё ещё возлежали в кровати, когда появился актёр и возвестил, что прибыл Ричард III. На что, как принято считать, Шекспир ответил, что Вильям Завоеватель пришёл прежде Ричарда III. Мир театра в елизаветинском Лондоне был таким же безрассудным и возбуждающим, как и сегодня.

Шекспир был хорош в своей профессии – на голову выше своих современников. Во времена, породивший большое число прекрасных писателей, он создал лучшие творения. Кристофер Марлоу писал прекрасные, героические стихи, а Бен Джонсон обладал острым сатирическим умом, но никто из них не мог состязаться с Шекспиром в его способности писать обо всём, к чему бы он ни прикладывал руку. Иногда он сотрудничал с другими городскими писателями, но его величайшие пьесы и стихи, труд, за которые его помнят и почитают, был полностью его собственным. Он знал, что движет людьми, он знал, что заставляет их смеяться, и он знал, как их заставить почувствовать патриотизм и гордость. Он разбирался в политике и знал, как посредством исследовательских путешествий открывается Мир. И все свои знания он вкладывал в свои пьесы. Его слова и фразы не похожи ни на что из того, что писалось на английском языке ранее. Они придавали динамизм: способность выразить всё. Люди, которые с ним работали, знали это. Когда в 1623 году было издано «Первое Фолио»[2] его пьес, несколько писателей внесли свой вклад в виде вступительных стихов, прославлявших его талант и признававших бессмертие его труда. Леонард Дигджес закончил свою часть словами:

Будь покоен Шекспир, ты никогда не умрёшь,

Но, увенчанный лаврами, жить будешь вечно.

А Бен Джонсон, одновременно шутя, что его старый соперник «слаб в латыни, а в греческом – подавно», написал:

Ликуй, моя Британия, явила ты того,

Пред кем должны склониться сцены всей Европы,

Не только в наши времена, – навеки.

Диджес и Джонсон были правы. Возможно, они просто намеревались помочь издателю продать работу своего бывшего коллеги и потому немного увлеклись гиперболой, но, в то же время, они должны были отдавать себе отчёт в том, что Шекспир был чем-то особенным.

Через двадцать пять лет после смерти Шекспира Британия была охвачена Пуританской революцией. Спектакли и представления не одобрялись, и живое великолепие елизаветинских подмостков было забыто, поскольку правители страны были озабочены более приземлёнными материями. В 1660-м году после Реставрации, Шекспир вновь оказался почитаем, хотя ему и пришлось занять место среди новых писателей, толкущихся в борьбе за благосклонность в возрождавшемся к жизни Лондоне. Театр попал под влияние классических традиций. Аристотелевское «триединство» времени, места и действия вновь вошло в моду: пьеса должна была иметь единственный сюжет, который вмещался в одни сутки в одном месте. Это едва ли был Шекспир. Его гигантское воображение не поддавалось связыванию правилами. Джон Драйден, один из величайших писателей Британии конца XVII века, отметил это и признал шекспировское превосходство, хотя и написал совершенно новые версии некоторых его пьес, выстроенные в классических чертах. «Всё за Любовь», или «Красиво Утраченный Мир» – это его восприятие шекспировского «Антония и Клеопатры». Менее умелые, чем Драйден, также экспериментировали с работами Шекспира. В 1681 году Наум Тейт – автор, среди прочего, рождественского гимна «Пока пастухи пасли всю ночь свои стада» – создал версию «Короля Лира» со счастливым концом. Эдгар и Корделия поженились, а старый король восстановился на троне. В Лондоне Чарльза II ничему не было дозволено препятствовать приятному времяпровождению.

Ночной "Гамлет" в театре "Глобус"

Шекспир пережил все эти перипетии, чтобы выйти сухим из воды в середине XVIII века величайшим драматургом и поэтом Британии. К тому времени театр сильно изменился. Открытые пространства елизаветинских подмостков были огорожены, и лондонцы толпились в таких местах, как Королевский Театр в Друри-Лейн. Само по себе здание было спроектировано Сэром Кристофером Реном в 1674 году, но под управлением его последнего импресарио оно приобрело много новых черт. В нём было более чёткое разделение на актёров и аудиторию. Зрительный зал был темней, а сцена ярче, с огнями рампы и другими эффектами для усиления эффекта выделения сцены. До этих инноваций зрителям позволялось сидеть на сцене, где они могли причинить беспокойство, особенно если постановка не соответствовала их вкусу.

В этом окружении Дэвид Гаррик приступил к выстраиванию своей репутации самого утончённого актёра-антрепренёра своего времени. Многие из его постановок были шумными образцами публичной забавы, но он никогда не терял из вида Шекспира и всегда хотел, чтобы его отождествляли с величайшим интерпретатором его ролей. Он сыграл все эти величайшие партии – среди них Гамлет, Король Лир и Макбет – но самым популярным было его исполнение ролей Ричарда III и Бенедикта в «Много Шума из Ничего». В 1769 году он организовал проведение юбилейных торжеств в Стратфорде-на-Эйвоне в честь 150-летия со дня смерти Шекспира. Это произошло на три года позже, но никто не обратил внимания. Гаррик подарил публике феерический фестиваль представлений, включая отрывки из постановок Шекспира и собственную «Оду к Шекспиру»:

Неприкосновенен будь твой храм и свят,

Вильям из Эйвона, чудесный бард[3]

Неудивительно, что друг и наставник Гаррика, Сэмуэль Джонсон, охарактеризовал его смерть как «омрачившую веселье наций».

Международная репутация Шекспира начала расти в XIX веке. Быстрая экспансия Британской империи вместе с британскими идеями несла британскую культуру с Шекспиром во главе. Первое представление пьесы Шекспира в Индии состоялось в Бомбее, в 1770-м. Десятью годами позже, в Калькутте, столице Британской Индии, на рождество, «Отелло» был представлен на индийском языке. В 1801-м году в Африканском театре Кейптауна был постановлен «Генрих IV», сопровождавшийся анонсом в Cape Town Gazette гласившим, что это «традиционная дань уважения нашему Бессмертному барду».

Генрих VIII

Но не в империи, а в Европе в начале XIX века Шекспир добился наиболее замечательного успеха. В Германии двумя основными представителями романтизма были братья Фридрих и Август Шлегели. Фридрих был философом, а Август был писателем и поэтом, и в начале 1800-х он начал переводить Шекспира на немецкий. Результат был выдающимся. Его понимание Шекспира вкупе с его собственным талантом поэта придало его переводам собственную жизненную силу. Отредактированные и доработанные его товарищем, поэтом и критиком Людвигом Тиком, они сами по себе стали значимыми литературными произведениями. В сегодняшней Германии Шекспир почитается также высоко, как величайшие мастера немецкой литературы Гёте и Шиллер: он стал почти что немцем. 

Нации нужен вдохновитель. Возможно, это вызвано чисто прагматичными соображениями, но для того, чтоб выжить ей необходимы идеи. Шекспир помог дать британцам способность самовыражения, глядеть в себя с воображением, а вокруг себя – с уверенностью. С тех пор, как он впервые принял неистовые толпы в театрах Лондона в конце XVI века, он был и останется британской честолюбивой идеей, живым потоком мысли и идей на века отстаивающим «Этот благословенный замысел, эту землю, это королевство, эту Англию».

Memories

Примечания:

[1] – Гамлет, напутствуя перед представлением приглашённых им актёров, говорит, что назначенье лицедейства – «держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели её же черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Перевод М.Л. Лозинского.

[2] – Фолио – от английского folio (фолиант). Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио»), изданное Эдуардом Блаунтом и Уильямом Джаггардом в составе так называемого «Честеровского сборника»; печатники Уоррал и Кол. В это издание вошли 36 пьес Шекспира – все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей».

[3] – Гаррик настолько преклонялся перед Шекспиром, что воздвиг в его честь храм на своей вилле в Хэмптоне.

 

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Минданао, Дутерте и подлинная история Филиппин

«Эй, гляньте на корабль… вон там!» — фраза из диалога времён дипломатии канонерок. Правительство США и манильская элита весьма заинтересованы в раздувании военно-морской конфронтации с КНР, в то...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 4

В 1645 году армия короля Карла I была наголову разбита при Нейзби в графстве Нортгемптоншир армией нового образца под командованием Оливера Кромвеля и сэра Томаса Фэрфакса. Битва привела к окончательн...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 3

В 1588 году король Испании  направил флот боевых кораблей, чтобы захватить Англию и завладеть троном  Елизаветы I. Поражение этого флота было одним из волнующих событий в британской истории....

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 2

В 1485 году Генрих Тюдор одержал победу над королём Ричардом III в битве при Босворте в Лестершире. Эта битва стала поворотным моментом английской истории. ...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Борьба

Введение Каждый вечер ровно в восемь часов три –  иногда четыре –  члена добровольной пожарной бригады города Ипра в Бельгии поднимают свои серебряные горны и у Мененских ворот (Menin Gate)...

Подробнее...

Google+