50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Глава 6

Закрытие монастырей, 1536 год

Руины бенедиктинского аббатства Уитби
Руины бенедиктинского аббатства Уитби

В период с 1536 по 1541 год Генрих VIII начал низвержение власти римско-католической церкви в Англии путём закрытия монастырей. Этот процесс был одним из наиболее важных этапов английской Реформации. Он привнёс самые крупные социальные и политические изменения в жизнь Британии со времён норманнского завоевания.

Томас Кромвель

Томас Кромвель был воплощением успеха Тюдоров. Он родился в Патни приблизительно около 1485 года; сын пивовара и кузнеца, ставший главным министром короля и графом Эссекским. Кромвель был одним из новых людей Британии шестнадцатого века. В юности он, похоже, поссорился со своим отцом и работал за границей, вероятно, был какое-то время солдатом, побывал в Венеции, Флоренции и Антверпене. По возвращении нашёл работу у кардинала Уолси, лорда-канцлера Генриха VIII, который, возможно, признал в своем молодом работнике такие же качества, что у себя, потому что они вышли из схожей социальной среды: сам он был сыном мясника из Ипсвича. Когда Уолси пал в немилость, Кромвель уцелел и спустя несколько лет стал государственным секретарём у Генриха VIII, – должность, которая сделала его политическим архитектором процесса разрыва отношений между королем и Римом. Голбейн нарисовал свой знаменитый портрет Кромвеля на пике его карьеры – огромная сила власти отражается на широком мясистом лице, глаза его ссужены и насторожены. Обладавший жёстким характером, умный и космополитичный, он был человеком, проводившим административные и церковные реформы, которые сломили власть Церкви и укрепили монархию Тюдоров. Эти реформы глубоко изменили будущее направление истории Британии. Они были своего рода революцией.

Двор при Генрихе VIII, должно быть, был местом, полным противоречий. Сам король был человеком безудержной энергии. Он любил музыку и обучение наряду с физическими занятиями, такими как охота и игра в мяч – и волочился за женщинами. Эта энергия поддавалась управлению, пока она ограничивалась улучшением его повседневной жизни, но как только её перехлестывало на дела государства, она становилась довольно разрушительной.

Генрих VIII Английский

Генрих был упрям. Для него не существовало различия между своими собственными желаниями и более масштабной политикой государства: если это касалось его, это часто означало одно и то же. К концу 1520-х годов он решил, что ему нужно развестись с женой, Екатериной Арагонской. Она не смогла родить ему сына, который, по его мнению, будет необходим династии Тюдоров, чтобы продолжить её существование и, во всяком случае, он хотел жениться на своей возлюбленной Анне Болейн. Он попросил Папу Клемента VII аннулировать этот брак. Папа отказал, но причины его отказа были сколь прагматичного, столь и морального свойства. Он находился под влиянием императора Священной Римской империи Карла V, чьи мятежные войска разграбили Рим в 1527 году. Карл был племянником Екатерины Арагонской, и Папа не посмел оскорбить его, выполняя желание Генриха. Генрих потерял терпение. Он отстранил от должности своего лорда-канцлера, кардинала Уолси, потому что тот не сумел убедить Папу в его требованиях – Уолси умер до того, как его могли предать суду и, почти наверняка казнили бы. И под влиянием Томаса Кромвеля и его вновь назначенного архиепископа, Томаса Кранмера, Генрих принялся за организацию разрыва с римской католической церковью.

Эти события происходили на фоне глубоких религиозных изменений в Европе. Критика коррупции римской католической церкви, осуществляемая деятелями эпохи Реформации, такими как Мартин Лютер и Джон Кальвин, пустила корни, и протестантизм быстро развивался как новая последовательная форма религиозного поклонения. Нападки Генриха на папский авторитет рассматривались в Британии как естественная часть этого процесса, но их не было на этом этапе протестантского движения: отнюдь нет. Идеи Лютера и его последователей набирали популярность, но было все ещё далеко до подрыва веры людей в римскую католическую церковь, которая центром их жизни на протяжении веков. После того, как он освободил от должности кардинала Уолси, Генрих обратился к сэру Томасу Мору, чтобы тот стал его лордом-канцлером. Мор был благочестивым католиком. Он не одобрял лютеранские учения, которые рассматривал как ересь – он приказывал сжигать на костре лютеранских проповедников во время своего пребывания в должности – и хотел пресечь переводы Библии протестантами на английский язык. Генрих VIII поддерживал проводимую Мором политику: для него вопрос власти Рима было делом государственной важности, а не религиозных разногласий.

Что сумели сделать протестантские реформаторы, так это вызвать сильную антипатию против церкви и вообще против духовенства. Именно священничество, в той же мере, что и католицизм, вызывали неприязнь. Церковь в начале шестнадцатого века пользовалась широкими правами и имела право взыскивать деньги с простых людей через свои собственные суды. Она также обладала огромным богатством. Люди с завистью взирали на её великолепные церкви и прекрасные аббатства и негодовали по поводу владения ею обширных земель, которые она смогла приобрести в средние века за долгий период клерикальной экспансии. Тот факт, что их король не мог поступать по-своему, потомучто Папа вносил смятение враждебной им внешней властью, только служило усилению этих настроений. Церковь была помехой. Она вмешивалась в ровное течение британской государственности. Она была слишком богата и слишком могущественна; её нужно было взять под контроль.

В 1531 году Генрих VIII объявил о том, что он желает быть признанным верховным главой и единоличным протектором церкви в Англии. Парламент молчаливо с этим согласился. Три года спустя в 1534 году парламент принял закон о главенстве английского короля над церковью, провозгласив, что король является «единственным верховным главой церкви Англии на земле» и что английской короне сейчас принадлежат «все почести, титулы, преимущества, юрисдикции, привилегии, полномочия, неприкосновенность, прибыли и предметы торговли в соответствии с указанным титулом». Генрих, достигнув желаемой ему власти, приступил к осуществлению планов, и начал наступление на землю и владения церкви*. К этому времени Томас Кромвель был его главным военачальником. Он был блестящим управляющим, не останавливающимся ни перед чем при управлении делами государства. Пока он был на посту главного министра при Генрихе, машина государства настроилась на более высокий уровень эффективности работы, чем было прежде. Кромвель собрал вокруг себя небольшой совет управляющих, лояльных короне. Они были бюрократами – нечто вроде очень раннего, примитивного прообраза государственных чиновников, и обеспечивали монархию возможностями, которые позволяли вести государственные дела в. Тюдоры развивались как могущественная династия, потому что они взяли под полный контроль все аспекты государственных дел. Для того чтобы сделать это, они работали с энергичными и знающими своё дело советниками и, во многом, через парламент. В результате возрастание их влияния сопровождалось усилением могущества страны в целом: династические амбиции и государственность шли рука об руку в Британии шестнадцатого века.

Аббатство Тинтерн

Аббатство Тинтерн  находится в южной части Уэльса около самой границы с Англией, в графстве Монмутширна в долине реки Уай.

Наступление на собственность церкви было опустошительным. Аббатства, мужские и женские монастыри Британии были запрещены, их земля конфискована, а их обитатели выброшены на улицу. С монахами, в основном, обошлись хорошо – многие стали местными священниками или им назначили пенсию – хотя некоторые, оказавшие сопротивление, были казнены.

Аббатство Фор

Возникновение аббатства Фор относится к 630 году, когда святой Фечин примерно на этом месте основал монашеское поселение. Руины которые мы видим сегодня, в основном относятся к 15 веку и представляют собой укреплённое поселение монахов-бенедиктинцев. Аббатство бало хорошо устроено с целью самообеспечения, кроме обычных монастырских сооружений при нём находились различные службы и сооружения для светского использования.
 
История аббатства Фор довольно необычна. Орден бенедектинцев часто конфликтовали с английскими властями из-за войн последних с Францией в 14-м и 15-м веках. В результате английская корона усилила контроль за ними, назначив  собственного ставленника настоятелем аббатства, несмотря на протесты ордена бенедиктинцев. К тому времени многие постройки аббатства превратились в руины, и всё стало намного хуже с участившимися нападениями со стороны местных ирландских кланов, О"Рейли и О"Фареллов. В результате растущим угроз безопасности, в 1436 году этому комплексу сооружений была дарована грамота о городском сборе, и здесь были построены высокие каменные стены с укреплёнными крепостными воротами. Само аббатство было распущего Генрихом VIII в 1539 году. Последний приор Фора, Уильям Наджент, заслужил милость короля, и в 1558 году комплекс аббатства и его земли были отданы в аренду Кристоферу Надженту, барону Дельвину.

Процесс ликвидации монастырей был безжалостным, но его последствия были ощутимы не в виде каждого конкретного человеческого горя, а в крупномасштабном изменении собственности на землю, последовавшим вслед за этим. Для тех, у кого были деньги, такое закрытие монастырей и аббатств было источником большой наживы.

Аббатство Уитби

Руины бенедиктинского аббатства Уитби  расположены в Ист-Клифф в Северном Йоркшире на северо-восточном побережье Англии. Аббатство было основанр в 657 году нашей эры. В 867 году аббатство подверглось нападению викингов и было заброшено. В 1078-м Уильям де Перси распорядился восстановить аббатство .

Просуществовало оно до 1540 года, когда было разрушено Генрихом VIII во время ликвидации монастырей. Здание аббатства превратилось в руины и использовалось как источник камня, но осталось одним из символов города моряков и вдохновило Брэма Стокера написать роман "Дракула".

Генрих решил продать конфискованную собственность, чтобы собрать средства для казначейства. На протяжении нескольких лет он выставлял на продажу имущество и здания, которые веками не были собственностью государства. Многие из покупателей были из мелкого дворянства и торговцев, чьи семьи разбогатели в стабильном климате в Британии ранних Тюдоров. Начал появляться новый класс землевладельцев, титулованные состоятельные люди, чьи наследники окажут серьёзное влияние на будущее направление развития страны. Это было одним из непредвиденных побочных эффектов английской Реформации. Разрушение власти католической церкви содействовало новой свободе мысли.

Аббатство Хейлс

Цистерцианское аббатство Хейлс (1246-1539) расположено на западном побережье. Его здание было построено из известняка.
 
Аббатство было основано Ричардом, графом Корнуольским (младшим братом Генриха III). К концу 13-го века Хейлс славился реликвией - фиалом с кровью Христа, сделашим его местом паломничества, которое оказалось весьма прибыльным. В 1530-х годах по поручению Генриха VIII Кромвель и Латимер провели расследование происхождения "святой" крови, пытаясь доказать, что это - подделка, но комиссия рассматривавшая реликвию, так и не смогла установить природу того, что в ней было. Дело с этой реликвией закончилось тем, что сам аббат заявил публично, что фиал содержит очищенный мед, подкрашенный шафраном. Поверили ему или нет, дело было закрыто. Аббат в 1539 году получил симпатичную пенсию в 100 фунтов годовых, прочие братья по 8 фунтов. Тем не менее, этот случай и другие Генрих использовал, чтобы оправдать ликвидацию монастырей. Аббатство Хейлс отошло к королю в конце 1539 года.

Резкие нападки на церковь встретили небольшое противодействие, потому что во многих местах строгая дисциплина монастырской жизни уже давно смягчилась и превратилась в приятный, хорошо подкармливаемый ритуал. Монахи часто были плохими управляющими своей земли; они отказывались от тягот ручного труда; и отвыкли от ученых занятий и обучения. Но они по-прежнему владели большими библиотеками и произведениями искусства, которые были растащены и проданы в порыве неистовства, которое сопровождало уничтожение зданий, где они хранились. Потеря этих ценностей была неизбежной составляющей волны изменений, которые прокатились по всей стране. Религиозные вопросы также не были полностью забыты. Английскую Библию, которая несколькими годами ранее была объявлена вне закона, разрешили вернуть в обращение. Пресекалось получение прибыли от религиозных средневековых предрассудков, связанных с поклонением реликвиям и продажей индульгенций.

Генрих VIII, своими действиями давший толчок большим изменениям, стал жертвой своей совести. Всегда безжалостный, редко последовательный, он решил в 1539 году, что дела продвинулись, пожалуй, чуть дальше, чем он хотел. Он представил закон из шести статей – иначе известный как «Закон об отмене несовпадений во мнениях», который оставлял в силе основное учение католической церкви как основу веры для англиканской церкви, и усилил законы против ереси. Волна возможностей, сопровождавшая разрыв с Римом, была внезапно остановлена. Генрих не был готов наблюдать за страной, покидающей принципы веры, которые поддерживали её уже тысячу лет с момента основания христианской церкви в Британии. Он, вероятно, сделал бы себя главой церкви, но он всё ещё был католиком. Закон 1539 года представляет собой хороший пример мира в смятении, созданном спором Генриха с Римом – смятении, которое будет терзать страну следующие полтора столетия, поскольку идеи, надежды и настроения, порожденные этим смятением, просочились в каждый её уголок. Для Генриха VIII была невозможна, как он, вероятно, полагал, простая передача власти от Рима к Лондону; невозможно было и поставить себя во главе британского отделения католической церкви. Передача требовала гораздо большего изменения – создание, в сущности, совершенно новой церкви, чья доктрина и верования станут источником непрекращающихся дебатов и конфликтов.

Спустя год после принятия закона из шести статей Томас Кромвель претерпел ту же судьбу, что и многие другие подданные, лояльные Генриху VIII. Насладившись славным исполнением своих властных полномочий, он начал беспокоиться о своей душе. Кромвель содействовал женитьбе короля на Анне из Клеве, немке, которая, как он думал, поможет укрепить взаимоотношения Британии со странами, враждебными папству. Брак оказался несчастливым: Генрих взглянул на предназначенную ему невесту, решил, что она ему не нравится, и потребовал от Кромвеля попытаться найти какой-нибудь способ, чтобы избежать этой женитьбы. Таких способов найдено не было, и женитьба состоялась. 9 июля 1540 года он заявил Анне Клевской, что их брак должен быть аннулирован по соображениям отсутствия вступления в супружеские отношения. Она получила щедрую пенсию и Хевер Кастл, старый дом Анны Болейн в Кенте. Она останется в Англии до конца своей жизни. Томасу Кромвелю повезло меньше. Он был казнён почти три недели спустя, 28 июля.

В начале семнадцатого века поэт Майкл Драйтон, который с гордостью носил титул «Овидия Англии», написал о нем историческую поэму, называемую «Легенда о Томасе Кромвеле». Драйтон не был Овидием, но его поэма уловила напряжённость тех беспокойных лет, когда в великой державе происходили великие изменения, и всё зависело от настроения принца:

Но пока мы стремимся возвыситься вдруг,

Льстя принцам раболепными речами,

И тирании их умиротворяя,

Потворствуя бедам многим, приносящим много зла

И на других несчастья навлекаем.

И часто на себя меж тем.

В свои тенета попадаем мы, к несчастью,

Тогда попытки наши в мгновение обращаются в ничто.

Примечания:

* – Акт парламента расформировал все монастыри, чей доход был меньше 200 фунтов год и передал их владения короне навсегда. Для управления процессом был организован целый бюрократический отдел, названный Палата Прироста. Руководил ею Ричард Рич, некогда бедный юрист, ищущий покровителя, а ныне сэр, получивший рыцарское звание в 1533 году, помоги небо всем, кому он попадался на пути.

Елизаветинское религиозное уложение 1559 года:

Елизавета I не хотела, по её словам, «сделать окна в душах людей». Когда она стала королевой в 1558 году, души людей претерпели немало страданий. Её отец, Генрих VIII, оторвал церковь от Рима, но её сестра Мария, правившая до неё в течение пяти лет, предприняла активное контрнаступление католиков. Елизавете, чье положение было ненадежным, нужно было найти решение , которое бы укрепило её влияние на разобщенную нацию. Она сделала это как всегда искусно.

«Акт о супрематии» (закон о главенстве английского короля над церковью) от 1559 года сделал Елизавету верховным правителем церкви Англии вместо более спорного титула верховного главы, который взял себе Генрих VIII. Все государственные чиновники должны были присягнуть на верность монарху или рискнуть быть отстранёнными от должности. Законы о ереси были отменены. «Акт об единоверии», принятый одновременно с «Актом о супрематии», сделал посещение церкви обязательным, но внёс некоторые изменения в форму проведения церковной службы, сделав её более приемлемой для католиков, и требовал использовать во время службы упрощенную версию «Книги общественного богослужения».

Елизавета I знала свой народ хорошо. Она осознавала, что его чувства всегда чередовались с прагматизмом, и ее решение обеспечило стране необычайную стабильность на протяжении более пятидесяти лет.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Минданао, Дутерте и подлинная история Филиппин

«Эй, гляньте на корабль… вон там!» — фраза из диалога времён дипломатии канонерок. Правительство США и манильская элита весьма заинтересованы в раздувании военно-морской конфронтации с КНР, в то...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 4

В 1645 году армия короля Карла I была наголову разбита при Нейзби в графстве Нортгемптоншир армией нового образца под командованием Оливера Кромвеля и сэра Томаса Фэрфакса. Битва привела к окончательн...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 3

В 1588 году король Испании  направил флот боевых кораблей, чтобы захватить Англию и завладеть троном  Елизаветы I. Поражение этого флота было одним из волнующих событий в британской истории....

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 2

В 1485 году Генрих Тюдор одержал победу над королём Ричардом III в битве при Босворте в Лестершире. Эта битва стала поворотным моментом английской истории. ...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Борьба

Введение Каждый вечер ровно в восемь часов три –  иногда четыре –  члена добровольной пожарной бригады города Ипра в Бельгии поднимают свои серебряные горны и у Мененских ворот (Menin Gate)...

Подробнее...

Google+