50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Глава 3

Святой Августин прибывает в Британию в 597 году н. э.

Святой Августин Кентерберийский и Святой Иордан Бристольский

В 597 году н. э. Святой Августин Кентерберийский высаживается на берег в Кенте как миссионер Папы Римского. В то же самое время кельтские миссионеры осуществляли свою деятельность в Ирландии, Шотландии, на севере Англии. Началось зарождение Британии как христианской нации.

Книга «История упадка и падения Римской империи», написанная Эдвардом Гиббоном, – одна из величайших работ британской литературы. Опубликованная в шести томах в течение двенадцати лет между 1776 и 1788 годами, она с легкой непринуждённостью дает обзор всей темы, её изящная проза совсем не отвлекается на описание массы различных деталей. В последней главе выделяется одно короткое предложение. Подводя итог своему грандиозномуповествованию, Гиббон написал: «Я описал триумф варварства и религии». Другими словами, религия – христианство – была для него причиной крушения Римской империи в той же степени, что и нашествие варваров. В основной части книги он посвятил христианству две знаменитых главы, в которых он отражает скептическое отношение Просвещения восемнадцатого века.

Священнослужители успешно проповедовали доктрины терпения и непротивления, – писал он, – активные добродетели общества не поощрялись; и последние остатки воинского духа были погребены в монастырях». В особенности, он едко отзывается о чудесах:

«Хромой пошел, слепой увидел, больной исцелился, мёртвые восстали, демоны изгнаны, а законы Природы часто не действовали в угоду церкви».

И ещё много другого в том же роде. Для Гиббона христианство подорвало мощь империи и тем самым способствовало её гибели.

Его высказывания были, без сомнения, резкими – варвары, вероятно, разграбили бы Рим с христианством или без него – но в сегодняшний светский век разочарование Гиббона в организованной религии, должно быть, звучит по-прежнему привлекательным для большого количества людей. Принимают или нет его точку зрения, фактом остается то, что с начала седьмого века до середины девятнадцатого история Британии касается в большей мере истории религии, чем чего-либо ещё. Сегодня мы, возможно, отказались от христианского вероучения в пользу научного просвещения и предпочитаем общество, построенное на гражданских понятиях свободы, нежели на каких-либо мыслях о долге перед Богом, но мы не всегда были такими. Миссия Святого Августина обеспечила то, что Британия, в конечном счете, оказалась вовлеченной в лоно католической церкви Европы. Императоры, может быть, и ушли, но Рим остался могущественной силой в жизни Британии.

Мы очень мало знаем о развитии христианства в Британии в начальный период. Говорят, что Иосиф Аримафейский, человек, который отказался от своего подготовленного места погребения ради тела Христа, посетил Гластонбери много лет спустя после распятия, но тому нет никаких свидетельств. По мере развития христианства оно распространялось по всем провинциям Римской империи и к середине второго века нашей эры установилось в Британии. Религия расцветала, в то время как империя гибла. В третьем веке, когда Рим был под угрозой со стороны Азии, а также Северной Европы, христиане смогли избежать преследований, поскольку их гонители сосредоточили свое внимание на более насущных вопросах. К началу четвертого века они достаточно усилились, чтобы к ним относились терпимо; а к концу его их религия стала официальной.

Британцы позволяли себе независимое мышление даже на этом очень раннем этапе развития христианства. Человек по имени Пелагий, пришедший из Британии, начал проповедовать доктрину, которая отрицала идею первородного греха, и епископы Галлии были настолько встревожены последствиями такой проповеди, что в начале пятого века они отправили Святого Германуса для встречи с британскими христианами и объяснения им ошибок в их образе мышления. Во время своего посещения Германус отправился преклонить колени перед ракой Святого Альбана, мученика, который был казнён во время последних гонений на христианство в середине третьего или, возможно, в начале четвертого века.

До того, как Августин добрался до Британии, кельтские миссионеры уже приступили к своей деятельности, начав с Ирландии, которая никогда не была частью Римской империи. Святой Патрик, который в юности был схвачен гонителями христиан и привезён рабом в Ирландию, похоже, отправлял службы приблизительно в начале или середине пятого века. Намного позже Святой Колумба отправился из Ирландии в Шотландию и основал монастырь на западном острове Айоны к тому времени, когда Святой Августин прибыл в Кент. Христианство успешно пережило уход римлян и продолжало свою деятельность среди жителей Британии. Вплоть до конца шестого века, однако, эта деятельность была сосредоточена на землях кельтов, среди народа, который ранее спасся бегством на запад и север, когда после ухода римлян в Британию вторглись германские и скандинавские племена. Оно ещё не проникло в жизнь этих вновь прибывших народов, которые овладели центральными территориями Британии. Решение о попытке обращения их в веру было самым важным во всей истории христианства в Британии.

Папа Григорий отправляет Св. Августина в Британию

Человеком, ответственным за миссию Августина был Папа Григорий. Предание гласит, что за несколько лет до этого, будучи ещё аббатом, он гулял по Форуму, где увидел английских мальчиков-рабов, выставленных на продажу. Заинтригованный их белокурыми волосами, он спросил владельца рабов, откуда они родом. «Они англы», – сказали ему. «Не англы, а ангелы, – говорят, он так ответил, – и должно быть, приемники ангелов в раю». Став понтификом Григорием, и, помня саксонских детей, которых он видел на Форуме, он решил привести в действие план по обращению этого народа в веру и выбрать Августина для этой цели. Августин собрал себе в помощь группу монахов и отправился в дорогу. Они вышли из Рима, пересекли южную Францию и остановились для отдыха в монастыре на острове Леринснеподалеку от Прованса. Здесь, в прекрасных окрестностях Средиземноморья они услышали пугающие истории об опасностях путешествия через Галлию, им также поведали и истории о саксонцах и их кровожадности в дикой северной стране. Они спросили Григория, могут ли они вернуться домой, но Папа им отказал. «Лучше вовсе не начинать хорошее дело, чем начать его и потом повернуть все назад», указал он в письме. Получив такой выговор, маленькая группа людей двинулась дальше. Они дошли до долины реки Рона, провели зиму в Париже и в 597 году н. э. пересекли Ла-Манш, высадившись в Танете в Кенте. Вся их экспедиция была тщательно спланирована. Они выбрали Кент, потому что его король Этельберт, чья территория простиралась на севере до залива Хамбер, был женат на христианке.

Миссия была очень успешной. Этельберт был обращен в веру, и к декабрю того года более 10 000 человек его народа были крещены. Миссионеры нашли руины старой римско-британской церкви в Кентербери, которую они перестроили. К концу седьмого века она стала церковным центром главы христианской церкви в Англии, и остаётся таковым по сей день. Пара Григорий из Рима направил Августину подкрепление, а с ним и письма, поясняющие его видение распространения христианства по стране. Он обстоятельно изложил детали будущей организации церкви, рекомендуя разделить страну на две части, север и юг, как это было во времена римлян, с северным отделением в Йорке. Августину не удалось выполнить эту часть задачи, в основном из-за того, что кельтские епископы отказались с ним работать. Августин был не слишком тактичен во время второй важной встречи с кельтами, отказавшись подняться со своего кресла, когда они к нему приблизились. Как и следовало ожидать, они с недоверием отнеслись к нему и к его римской манере общения: такого рода поведение убедило их, что ему не следует доверять. В христианской религии тогда, как и сейчас, существовали расхождения во взглядах. Но планирование и старание, с которым Августин подошёл к выполнению этой задачи, обеспечили процветание и со временем триумф римских идей по организации английской церкви. Папа Григорий был мудрым наставником. Он знал, как просто было потерять людей после обращения их в веру: им нужно было постоянное внимание. Он настоятельно советовал Августину полностью не отказываться от старых языческих ритуалов, а включить их в новые формы отправления религиозных обрядов. Языческое зимнее солнцестояние, например, было совмещено с рождением Христа. Старые храмы были освящены как новые церкви, и христианство принимало, а не искореняло обычаи, которые оно намеревалось заменить.

Крещение короля Этельберта

В начале шестого века, задолго до того, как Папа Григорий запланировал миссию Августина в Англию, монах, прозванный Бенедиктом, написал наставление по монастырской жизни. Он описал монастырь как «школу для служения Богу» и изложил качества, которые необходимо иметь монаху. «Праздность, – утверждал он, – враг души». Работа, послушание и смиренность весьма важны для благочестивой жизни. Монахи не должны ничем владеть и делиться всем. Святой Бенедикт говорил, что им следует есть, что им следует пить, что им следует носить и когда им следует молиться. Его книга стала основой, по которой действовали монастыри по всей Западной Европе: дисциплинированность ранних христианских монахов сделала их могущественной силой, способной не только пустить глубокие корни в одном месте, но также выйти в мир проповедниками, обладающие даром убеждения обращения в новую веру. В Британии рост монастырей оказался важной частью подчинения страны христианской проповеди. Линдисфарн, основанный Святым Эйданом в 635 году, стал центром отвоевания Нортумбрии – которая в те времена занимала весь север Англии – у язычества.

Дата смерти Августина неизвестна, но, видимо, умер он в самом начале седьмого века, вероятно, около 604 года н. э. Английская церковь процветала, но продолжались дискуссии по вопросу дней, уместных для церковных праздников и важных торжеств. В 664 году н.э. король Нортумбрии Осви собрал синод в аббатстве в Уитби для разрешения диспутов между кельтскими и римскими церквями. Южные королевства Уэссекс, Кент и Эссекс следовали ритуалу в соответствии с учениями Рима, а северные предпочитали кельтские обряды, которым их научил Святой Колумба и его миссионеры из Айоны. Осви, ведомый, большей частью, желанием сформировать политические союзы с принцами на юге, имеющими схожие с ним религиозные убеждения, послушал эти дебаты и высказался в пользу Рима. «Пётр – страж ворот Рая, и я не должен ему прекословить, – говорят, сказал он и, памятуя о спасении своей души, добавил – иначе, когда я подойду к воротам Рая, привратник, держащий ключи, возможно, не захочет мне их открыть». Все епископы и монастыри стали подчиняться архиепископу в Кентербери, где Святой Августин построил свою церковь почти за семьдесят лет до этого. Миссия, отправленная из Рима, окончательно восторжествовала, и началась долгая, беспокойная история католической церкви в Британии.

Обсудить на форуме

Ранее по теме

В этой рубрике

Минданао, Дутерте и подлинная история Филиппин

«Эй, гляньте на корабль… вон там!» — фраза из диалога времён дипломатии канонерок. Правительство США и манильская элита весьма заинтересованы в раздувании военно-морской конфронтации с КНР, в то...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 4

В 1645 году армия короля Карла I была наголову разбита при Нейзби в графстве Нортгемптоншир армией нового образца под командованием Оливера Кромвеля и сэра Томаса Фэрфакса. Битва привела к окончательн...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 3

В 1588 году король Испании  направил флот боевых кораблей, чтобы захватить Англию и завладеть троном  Елизаветы I. Поражение этого флота было одним из волнующих событий в британской истории....

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Глава 2

В 1485 году Генрих Тюдор одержал победу над королём Ричардом III в битве при Босворте в Лестершире. Эта битва стала поворотным моментом английской истории. ...

Подробнее...

50 фактов, которые нужно знать о британской истории. Часть II. Борьба

Введение Каждый вечер ровно в восемь часов три –  иногда четыре –  члена добровольной пожарной бригады города Ипра в Бельгии поднимают свои серебряные горны и у Мененских ворот (Menin Gate)...

Подробнее...

Google+