Хэллоуин и США

Забавляясь со смертью и ужасом

 

Хэлоуин

«Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на своё жизненное положение...»

Карл Маркс, Манифест Коммунистической Партии

«Существует определённый сдерживаемый спрос на развлечения этого года, и покупатели планируют потратить свои тяжким трудом заработанные доллары на предметы, которые помогут им пропитаться духом Хэллоуна»

Новости США

«Хотите быть Гордоном Геко для конфет Хеллоуина?

Еженедельник Лос-Анжелес

 

Истоки

Если спросить американцев, то немногие знают об истоках Хэллоуина. Для большинства это день для детских развлечений. Но шотландцы и ирландцы следовали дохристианским обычаям в конце кельтского года (31 октября) и начале нового года (1 ноября) – отмечая начало зимы. 31 октября было Кануном Дня Всех Святых. В тот день кельты праздновали день Самхейна (Владыки Смерти). Эти празднования стали ритуалом контроля социального поведения. Владыка Смерти преследовал злоумышленников. Эти злобные люди, умерев, должны были страдать, и становится подобными животным, они больше не люди. В Хэллоуин мёртвые возвращались – в поисках новых человеческих тел.

Римляне-христиане завоевали язычников-кельтов, но кельты, в свою очередь, пленили воображение римлян. Как сталкивались солдаты, так столкнулись и религиозные воззрения. Но со временем две традиции соединились, как и мужчины и женщины двух народов. К 9 веку нынешний обычай Дня Всех Святых 1 ноября стал широко распространён во всем христианском мире. У католической церкви ушло 200 лет, чтобы превратить популярный обычай в официальную доктрину.

Вера кельтов в ведьм не конфликтовала с христианскими положениями, и как инквизиция жгла людей ради того, чтобы рассеять и очистить тела злых духов, так и кельты и шотландцы жгли костры, чтобы отпугнуть злых духов. Огонь гнал грехи подальше, в другое пространство.

В ранние века бедняки на этих народных полу-языческих полу-религиозных празднествах просили милостыню или шли «по-души» – обычай обмена молитв за мёртвых на еду, питье или одежду. Молитва оплачивалась, и в ту ночь нищий успешно перераспределял небольшую прибыль.

В 19 веке волны ирландских и шотландских мигрантов принесли эти традиции в новый Свет. Испанцы и португальцы, в своих империях в Латинской Америке тоже отмечали свою версию дня всех святых. Но до 20 столетия он не был ни светским, ни массовым явлением.

Национальные различия

В кельтских, шотландских и ирландских традициях обычай подразумевал ритуал перехода, выполняемый всей семьей и в частности – взрослыми. Идея состояла в том, чтобы живые осознали реальность смерти и каким-то образом примирились с ней. Традиция осталась неизменной в менее развитых странах. В Латинской Америке, например, День Всех Святых стал днём, когда люди поминали усопших родственников и друзей.

В Мексике местные сообщества придерживаются некоторых старых обрядов. Например, сохраняется вера в то, что в полдень 31 октября умершие дети и некрещеные взрослые возвращаются духами в свои дома на 24 часа. В это время семьи оставляют дары, в том числе игрушки и сладости для умерших детей. Душам некрещёных взрослых предлагают пищу и пульхе (алкогольный напиток). Для тех, кто умер менее года назад, семьи подготавливают все необходимое для комфортной жизни в том мире – соль, воду и, конечно, семена. Они же должны продолжать работать после этой жизни.

1 ноября в полдень некрещёные взрослые и дети покидают дома, после этого приходят души крещёных взрослых. Семьи по очереди молятся, разговаривают, празднуют приход гостей. Считается, что 2 ноября эти души тоже уходят.

У этих обычаев и праздников единая нить – отсутствие страха смерти, хотя умершим оказывается большое уважение. Смерть принимается, как часть жизненного цикла, а не прекращение существования. Смерть в таких культурах представляет собой этап или новое измерение существования. Вот потому мексиканцы, как и другие культуры, играют с темой смерти. Так в Эль Диа де лос Муэртос едят хлеб в форме черепа или соревнуются в том, кто сделает самый экзотичный скелет. Мужские и женские скелеты женятся, играют на пианино и делают массу всего, что и мы на своем уровне бытия.

Мексиканская культура смешала христианские традиции с мифологией ацтеков. Тзонтемос – Владыка Смерти весьма похож на Самхейна друидов. Но Владыка смерти не похищал души и не уносил их в ужасные места. Вместо этого умершие возвращались раз в год, чтобы навестить друзей и любимых. Диа де лос Фиелес Дифунтос возник как и печальный, и счастливый обычай.

По-американски

В США ирландские, шотландские и кельтские обычаи и их мексиканские аналоги превратились в культурное явление, в котором основную роль играли дети.

Дети, символ безгрешности в западной цивилизации 19 века, надели маски и костюмы ужаса или привидений, чтобы скрыть истинную сущность, и превратились в монстров, выпрашивающих конфеты – или делали что-то ещё, если им отказывали в выпрашиваемом.

Дав детям маски, мы научили их играть роли, прятать свою сущность и становиться другими. Это единственный обычай американского общества, когда дети уходят из дома, из безопасности и отправляются в мир – как взрослые, хотя часто и под надзором взрослых.

Ирландские и шотландские традиции призывали людей идти по-душу в качестве контрактных отношений. Нищий получал пищу, а взамен отдавал молитву. Для американских детей Хэллоуин – день вымогательства: «Дайте мне конфет или будете напуганы «шутками (например ваш дом обмотают туалетной бумагой)». Это не положительный стимул, а уличная версия политики большой палки США. обращайтесь ко мне, как я того требую, или я отомщу. Рэкет «защиты» Аль Капоне превратился в религиозный обычай и спектакль. В некоторых районах Нью-Йорка в 1940-х и 1950-х Хэллоуин стал и днём, когда мальчики-католики группами, вдохновляемые священниками, физически нападали на мальчиков-евреев на улицах, обвиняя тех в «убийстве нашего Бога». Этот американский обычай изменил своё значение. Старый ирландский обычай превратился в анти-семитский, и Хэллоуин стал днем смерти для детей-евреев.

Шоппинг

Хэллоуин учит детей покупать, собирать, получать больше, чем позволяют человеческие возможности потребления в короткий период времени – и не для удовлетворения желания сладкого, но получения как можно большего для последующего сравнения полученного урожая с соседом. Прекрасный способ научить наших детей равняться или обгонять соседа.

Хэллоуин стал неким «потлачем», с его помощью социально одобренные дети из бедных семей по соседству раз в год могут получить некоторые вещи от богатых соседей. Однако было бы невероятно, чтобы дети богатых соседей отправились «шутить или угрожать» бедным.

Для американских детей Хэллоуин не связан со смертью или предками, да и взрослые не приучаются к смерти. Скорее, он стал способом научить детей играть роль – пользоваться милым поведением и костюмами для получения материальных поощрений. К отличие от мексиканско-индейских сообществ, праздник не имеет никакого подобия контрактных отношений. Дети вместе с родителями покупают костюмы, взрослые покупают массу конфет и Хэллоун становится ещё одним праздником потребления, когда магазины открыты допоздна и взрослые устраивают вечеринки ради сравнения костюмов.

Национальные сети продаж ожидают, что полные расходы потребителей на праздник превысят $8 миллиардов. «Эксперты» оценивают, что 70% населения будет «праздновать» Хэллоуин (1). Религиозный обычай превратился в праздник потребления. Нейл Постман должен бы увидеть явление «развлечения» смертью и ужасом.

Эссе написано в прошлом году, но опубликовано не было.

Нельсон П. Вальдес – профессор Университета Нью-Мексико.

Книга Сола Ландау «Фидель и, пожалуйста, настоящие террористы, встаньте» есть на cinemalibrestudio.com.

Ссылки:

[1] http://www.usnews.co...y-shaky-economy

 

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Тыкать палкой в медведя

Каким это оригиналам втемяшилось в голову, что мысль умышленно провоцировать вооружённую ядерным оружием державу, весьма хороша? Ответ: тем, кто пишет для Центра анализа европейской политики  (CE...

Подробнее...

Расцвет и закат Соединённой Великобарании

Давным-давно была на белом свете удивительная страна. Она называлась «Союз Белых овец и Белых волков», но все называли её Соединённой Великобаранией, для краткости. Белые овцы, составлявшие большин...

Подробнее...

Прощальный взгляд на Запад, каким он когда-то был

Тогда: Спутник-1 был запущен в октябре 1957 года. Я точно помню, где я был, когда по радио прозвучала эта новость. Мы с другом ехали на футбольный матч между командами старшеклассников, нас вёз его о...

Подробнее...

Революция в доме, который построила миссис Джек Лондон

От редакции: По нашему мнению, публикуемый ниже материал говорит не столько о творчестве и жизни всеми нами любимого писателя, а также о сохранении памяти о нём, сколько о сегодняшних реалиях и трансф...

Подробнее...

Россия, как враг

Я уже не раз упоминал, что западное восприятие российской «угрозы» исторически имеет малое отношение к реальному масштабу (или вообще к существованию) этой угрозы. Наоборот, это продукт внутренних пол...

Подробнее...

Google+