Индия разрушает собственный Новый Шёлковый Путь

Индия разрушает собственный Новый Шёлковый Путь

Были времена, когда в Нью-Дели гордо продавали идею создания собственного Нового Шёлкового Пути — от Оманского Залива до пересечения Центральной и Южной Азии — в качестве конкурента китайской Инициативы «Пояса и Пути».

Теперь же похоже, что индусы нанесли сами себе удар в спину.

В 2016 году Тегеран и Нью-Дели подписали соглашение о строительстве 628-километровой железной дороги от стратегического порта Чабахар до Захедана вблизи афганской границы с важным продолжением до Заранджа и далее в Афганистане.

В переговорах участвовали компания Иранские Железные Дороги и Индийская компания по строительству железных дорог. Но в итоге всё кончилось ничем — из-за неповоротливости Индии. Так что Тегеран решил всё-таки построить железную дорогу, но на собственные средства — $400 миллионов — её завершение запланировано на март 2022 года.

Предполагалось, что железная дорога станет  ключевым транспортным коридором, связанным со значительными индийскими инвестициями в Чахабаре, входном порту из Оманского Залива для альтернативного Нового Шёлкового Пути в Афганистан и Центральную Азию.

Обновление железнодорожной и дорожной инфраструктуры из Афганистана в соседние Таджикистан и Узбекистан было бы следующим шагом. Все действия были прописаны в трёхстороннем индийско-иранско-афганском договоре — подписанном в 2016 году в Тегеране премьер-министром Индии Нарендра Моди, президентом Ирана Хассаном Роухани и тогдашним президентом Афганистана Ашрафом Гани.

Неофициально объяснения Индии связаны с опасениями, что проект подвергнется санкциям США. В Нью Дели на самом деле получили отказ администрации Трампа от санкций для Чахабара и железнодорожной ветки до Захедана. Проблема была в том, чтобы убедить ряд партнёров-инвесторов, все они в ужасе от возможности попасть под санкции.

На самом деле вся сага более связана с принятием Моди желаемого за действительное в ожидании получить преференции от Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Трампа, которая покоится на фактическом сдерживании Китая странами Quad (США, Индия, Австралия, Япония). Это стояло за решением Нью-Дели прекратить весь нефтяной импорт из Ирана.

Пока в практическом плане Индия подставила Иран ради своей выгоды. Неудивительно, что Тегеран решил делать всё сам, особенно теперь, при наличии 25-летнего «Всеобъемлющего плана сотрудничества между Ираном и Китаем» стоимостью $400 миллиардов, это соглашение закрепляет стратегическое партнёрство между Китаем и Ираном.

В этом случае Китай может в конце концов установить контроль над двумя стратегическими «жемчужинами» в Аравийском море/ Оманском Заливе всего в 80 км друг от друга: Гвадаром в Пакистане, ключевым пунктом Китайско-Пакистанского Экономического Коридора (CPEC,) стоимостью $61 миллиард, и Чабахаром.

Тегеран пока отрицал, что порт Чабахар будет предложен в лизинг Пекину. Но реальная возможность, помимо китайских инвестиций в нефтепереработку вблизи Чабахара и даже в долгосрочном плане в сам порт — операционная связь между Гвадаром и Чабахаром. Этому будет сопутствовать действующий китайский порт Бандар-и-Джаск в Оманском Заливе, в 30 километрах к западу от Чабахара и очень близко к супер-стратегическому Ормузскому проливу.

Как привлекательны коридоры

Даже индуистское божество в состоянии похмелья, вероятно, не могло бы себе представить более контр-продуктивную «стратегию» для индийских интересов в случае отказа Нью-Дели от сотрудничества с Тегераном.

Давайте взглянем на существо вопроса. То, над чем будут работать Тегеран и Пекин — де-факто массированное расширение CPEC, причем Гвадар связывается с Чабахаром и далее с Центральной Азией и Каспийским морем иранскими железными дорогами, как и с Турцией и Восточным Средиземноморьем (через Ирак и Сирию) и далее с ЕС.

Такая смена игры будет лежать с самом центре всего евразийского интеграционного процесса- объединяющего Китай, Пакистан, Иран, Турцию и, конечно, Россию, которая связана с Ираном Международным Транспортным Коридором Север-Юг (INSTC).

На данный момент при всем громком эхе в различных областях — обновление энергетической инфраструктуры, реставрация портов и нефтепереработки, строительство связующих коридоров, инвестиции в производство и постоянные поставки иранской нефти и газа, это вопрос национальной безопасности Китая — нет сомнений, что значимость ирано-китайского соглашения эффективно преуменьшается обеими сторонами.

Причины само собой очевидны: не нарастить ярость администрации Трампа до ещё более накалённого уровня, учитывая, что оба действующих лица считаются «угрозой существованию». И всё же глава администрации президента Роухани Махмуд Вези гарантирует, что окончательно ирано-китайское соглашения будет подписано к марту 2021 года.

В то же время CPEC продвигается. То, что Чабахар, как предполагалось, сделает для Индии, уже действует в Гвадаре — поскольку транзитная торговля в Афганистан началась несколько дней назад грузом, прибывшим из ОАЭ. Гвадар уже поставил себя в положение ключевого транзитного хаба в Афганистан — намного опередив Чабахар. Для Кабула важен стратегический фактор. Афганистан сильно зависит от наземных путей через Пакистан — некоторые из них могут оказаться крайне ненадёжными — равно как и Карачи и порт Квазим. Для южного Афганистана наземная связь от Гвадара через Балуджистан намного короче и безопаснее.

Для Пекина стратегический фактор ещё важнее. Для Китая Чабахар не будет приоритетом, поскольку доступность Афганистана легче осуществляется, например, через Таджикистан.

Но Гвадар — нечто совершенно иное. Он конструируется медленно, но верно, как ключевой хаб Морского Шёлкового Пути, связующий Китай с Аравийским морем, Ближним Востоком и Африкой, причем Исламабад получает выгодные транзитные деньги. По сути, беспроигрышная ситуация — но всегда необходимо принимать во внимание, что протесты и проблемы из Балуджистана никуда не исчезнут, и требуется очень осторожное руководство проектом из Пекина и Исламабада.

Чабахар-Захедан станет не единственной недавней неудачей для Индии. Министерство Внешних Связей Индии недавно признало, что Иран будет разрабатывать крупное газовое месторождение «Фарзад-Б» в персидском Заливе «своими силами», а Индия может присоединиться «на более поздней стадии». Тот самый выверт с «более поздней стадией» был проведён Нью Дели в отношении Чабахара-Захедана.

Права на эксплуатацию и добычу на Фарзад-Б» были много лет назад даны государственной компании Индии ONGC Videsh Limited (OVL). Но потом ничего не происходило — из-за известного спектра санкций.

Кстати, санкции действовали уже при Обаме но в то время Индия и Иран по крайней мере торговали товар за нефть. К разработке «Фарзад-Б» должны были вернуться после подписания  JCPOA в 2015 году, но затем санкции Трампа снова всё заморозили.

Не нужно обладать ученой степенью в политологии, чтобы понять, кто может в итоге захватить «Фарзад-Б»: Китай, особенно после подписания в следующем году 25-летнего партнёрства. Индия, вопреки собственным энергетическим и геостратегическим интересам, на деле опустилась до статуса заложника администрации Трампа. Настоящая цель применения политики «разделяй и властвуй» в отношении Индии и Ирана состоит в том, чтобы воспрепятствовать им торговать в собственных валютах в обход американского доллара, особенно когда речь идёт об энергоносителях.

Таким образом, полная картина происходящего — всегда в распространении Нового Шёлкового Пути по всей Евразии. При увеличении свидетельств всё более и более близкой интеграции между Китаем, Ираном и Пакистаном становится ясно, что Индия остаётся интегрирована лишь со своей собственной непоследовательностью.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Как Хуайвей может обойти американский запрет на чипы

Запрет США на продажи иностранными компаниями чипов «Хуайвей Текнолоджиз» при использовании для их производства американского оборудования подорвёт уже ослабленные американские позиции на глобальном р...

Подробнее...

Город во время чумы

«Город, поражённый чумой, пронизанный сверху донизу иерархией, надзором, наблюдением, регистрацией; город, обездвиженный действием всемогущей власти, которая проявляет ярко выраженный метод -  ...

Подробнее...

Какой кому профит с пандемии?

Нет необходимости читать работу Мишеля Фуко о биополитике, чтобы понять, что неолиберализм — по меньшей мере, с 2008 года пребывающий в глубоком кризисе — является контролирующим и управляющем ...

Подробнее...

Судьба Земли

Позвольте мне на мгновение предать огласке свой возраст. Некоторые из вас, знаю, будут шокированы, но я всё ещё читаю актуальную прессу. Каждый день слова на настоящей бумаге. Я говорю и о «Нью-Йорк...

Подробнее...

Полный разрыв связей с Китаем может обернуться совершенной неразберихой на всей планете

Только что мы стали свидетелями наиболее крупных событий всего десятилетия, а большинство американцев так и не понимают, что произошло. В недавние месяцы глобальная экономика и фондовые рынки по всем...

Подробнее...

Google+