«Столкновение цивилизаций» или кризис цивилизации?

«Сражение у Мульвийского моста между Константином и императором Максенцием». Гравюра, 1882 год.
«Сражение у Мульвийского моста между Константином и императором Максенцием». Гравюра, 1882 год.

Поговорим о наглядной демонстрации мягкой силы: на неделе Пекин принимал конференцию Диалога азиатских цивилизаций.

Организованная при непосредственном руководстве президента Си Цзинпиня, она проходила в рамках «Карнавала азиатской культуры». Конечно, на ней присутствовали неоднозначные, китчевые и приторные оттенки, но главным было то, что сам Си должен был сказать Китаю и всей Азии.

В своей определяющей речи китайский руководитель фактически подчеркнул, что принуждение одной цивилизации выступать против другой «глупо» и «пагубно». В концепции Си диалога цивилизаций он упомянул Новые Шёлковые Пути или Инициативу «Пояса и Пути» как программы, которые «расширяют каналы коммуникационного обмена».

Спокойствие и разумность Си представляют собой резкий контраст посланию предвыборной кампании президента США Дональда Трампа с лозунгом «Сделать Америку снова великой». 

Запад против Востока и Юга

Сравните и сопоставьте замечания Си с тем, что происходило на форуме по безопасности в Вашингтоне всего двумя неделями ранее. Там бюрократ Кайрон Скиннер, директор отдела политического планирования Госдепартамента, охарактеризовал соперничество США и Китая как «столкновение цивилизаций» и «борьбу с совершенно иной цивилизацией и идеологией, чего раньше у США не было».

А ведь всё ещё хуже. Эта цивилизация названа «не бело-европейской» — не столь уж деликатное воскрешение в XXI веке «жёлтой угрозы» (Давайте вспомним: «не-бело-европейская» Япония времён Второй Мировой войны первоначально была «жёлтой угрозой»).

Принцип «разделяй и властвуй», приправленный расизмом, представляет собой ядовитую смесь, которая уже многие десятилетия включена в гегемонистский сценарий США. Эта смесь отсылает к труду Самуэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», опубликованную в 1996 году.

Псевдо-теория Хантингтона, сочинённая человеком, мало что знающем о многополярной сложности Азии, не говоря уж об африканский и южно-американской культурах, была безжалостно развенчана по всему глобальному Югу. На деле Хантингтон даже и не выдвинул оригинальную пусть и некорректную концепцию. Она была творением англо-американского историка и комментатора Бернарда Льюиса, который в США считается ведущим специалистом по Ближнему Востоку.

Разделяй, властвуй, завоёвывай

Как подчеркнул основатель «Форума конфликтов» Алистер Крук, в исламских государствах Льюис постоянно проповедовал  приправленный расизмом принцип «разделяй и властвуй». Он был горячим сторонником смены режима в Иране, а его рецепт ведения дел с арабами был таков: «потрясать большой дубинкой», поскольку по его мнению единственное, что они уважают, это сила.

Крук напоминает нам, что начиная с 1960-х Льюис слыл мастером определения уязвимостей в «религиозных, классовых и этнических различиях, как средстве положить конец ближневосточным государствам». Льюис для определенного политического спектра — герой, тем более для публики, к которой принадлежат  входят бывший вице-президент США Дик Чейни и госсекретарь США Майк Помпео.

Сегодня же мы живем в эру «реинкарнации Льюиса». Учитывая, что исламский мир по большей части приведён к покорности и впал в оцепенение или смятение, «столкновение цивилизаций» по сути применяется, хотя и в меньшем масштабе, к сдерживанию или к уничтожению шиитского Ирана.

В то же время настоящее столкновение — как настаивает госдепартамент — идёт с Китаем.

Хантингтон, подобно Льюису, не включает Россию в «Запад». Ревизионистский госдепартамент включает. Иначе как можно оправдать «Никсона наоборот»? (быть «Никсоном наоборот», давайте вспомним, это рекомендация Киссинджера президенту Дональду Трампу: применять принцип «разделяй и властвуй» к России и Китаю — но на этот раз соблазняя Россию).

Ревизионистский Пентагон выступил с «Индо-тихоокеанской» концепцией. Единственное оправдание этого сочетания в том, что этим двум зонам следует проводить внешнюю политику, подчинённую американской гегемонии.

Логика  всегда одна: «разделяй и властвуй» и «сталкивай цивилизации» — раскол, провоцирующий хаос по всей Евразии.

Но эта стратегия применяется на фоне решающего исторического положения: эры, когда Инициатива выстраивается как дорожная карта для последовательной евразийской интеграции.

Куда идёшь, человечество?

Нетрудно заметить ироничные улыбки на лицах китайских стратегов, рассматривающих «большую картину» с точки зрения 5 000-летней цивилизации. Христианский Запад, как уникальная дорожная карта, призванная избавить человечество от зла — на деле фундамент Pax Americana — ими считается в лучшем случае забавной выдумкой.

Сегодня эта выдумка выглядит откровенно опасной, погрязшей в исключительности и демонизации «иных» в мириадах различных форм. Иные — от Исламской Республики Иран до атеистического Китая, не говоря уж об «автократичной» России — автоматически считаются проявлениями «зла».

Китай же, наоборот, политеистический, плюралистический, многополярный — охватывает конфуцианство, буддизм, даосизм. Это отражается в нынешнем стремлении к многополярной мировой системе. Что имеет значение, так это единство многообразия — что и подчеркнул Си в своей ключевой речи.  В ней мы обнаруживаем Китай и Персию, две древние цивилизации — не случайно связанные древним Шёлковым Путём — думающих схожим образом.

И есть ещё ужасающее положение планеты, которое тормозит нынешний жуткий спектакль политического безумия. Географ из Калифорнийского университета (UCLA) в Лос-Анджелесе и автор бестселлеров Джаред Даймонд не совсем точен, но по его оценке существует 49% вероятность, «что мир, каким мы его знаем, около 2050 года перестанет существовать».

Как выразился литераор Нафиз Ахмад:

«За последние 500 или около того лет человечество ережило «бесконечный рост» цивилизации, основанный на своеобразной мешанине идеологических взглядов на мир, этические ценности, политические и экономические структуры и личное поведение. Именно такая парадигма порождает представление о людях, как несвязанных, атомизированных, конкурирующих единицах, стремящихся довести до максимума своё материальное потребление в рамках основного механизма самоудовлетворения».

Сегодня мы живём не при столкновении цивилизаций, а при кризисе цивилизации.

Если парадигма, по которой большая часть человечества едва ли выживает, не изменившись — а мало признаков, что оно изменится — то для «столкновений» не останется никаких цивилизаций.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Индия разрушает собственный Новый Шёлковый Путь

Были времена, когда в Нью-Дели гордо продавали идею создания собственного Нового Шёлкового Пути — от Оманского Залива до пересечения Центральной и Южной Азии — в качестве конкурента китайской Инициати...

Подробнее...

Как Хуайвей может обойти американский запрет на чипы

Запрет США на продажи иностранными компаниями чипов «Хуайвей Текнолоджиз» при использовании для их производства американского оборудования подорвёт уже ослабленные американские позиции на глобальном р...

Подробнее...

Город во время чумы

«Город, поражённый чумой, пронизанный сверху донизу иерархией, надзором, наблюдением, регистрацией; город, обездвиженный действием всемогущей власти, которая проявляет ярко выраженный метод -  ...

Подробнее...

Какой кому профит с пандемии?

Нет необходимости читать работу Мишеля Фуко о биополитике, чтобы понять, что неолиберализм — по меньшей мере, с 2008 года пребывающий в глубоком кризисе — является контролирующим и управляющем ...

Подробнее...

Судьба Земли

Позвольте мне на мгновение предать огласке свой возраст. Некоторые из вас, знаю, будут шокированы, но я всё ещё читаю актуальную прессу. Каждый день слова на настоящей бумаге. Я говорю и о «Нью-Йорк...

Подробнее...

Google+