«Я начал писать это как просто прощальную песню, – сказал Джеймс Дуглас Моррисон репортёру Джерри Хопкинсу. – Может быть, просто девушке, но я увидел, как песню можно сделать чем-то вроде прощания с детством… Я думаю, она достаточно сложная и универсальная в своих образах, так что она может относиться почти ко всему, что хотите».
Для меня эта песня всегда была и всегда будет относиться к Вьетнамской войне.
Если вам она известна – а вы узнаете её сразу, как только услышите первые ноты и звенящий тамбурин – вы знаете её под названием «Конец». И если вы знаете человека, который пел эту песню, то, наверное, не под именем Джеймс Дуглас, а просто Джим. А вот чего вы, может быть, не знаете о солисте группы «Doors», так это что его отец, Джордж Моррисон, командовал военно-морским флотом США во время инцидента в Тонкинском заливе в августе 1964 года, событии, изобиловавшим оплошностями, передёргиваниями и обманом, что ускорило эскалацию войны во Вьетнаме, приведшей в конце концов к миллионам жертв и почти невообразимым страданиям.
Однако отец Джимми Моррисона – это не та причина, по которой я вспоминаю войну во Вьетнаме, когда слушаю эту песню. Нет, этим я обязан фильму 1979 года «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, который начинается песней «The End», и заканчивается ей же. Когда люди об этом пишут, они часто упоминают об неприкрытых образах, связанных с эдиповским комплексом – «Отец? Да, сынок. Я хочу убить тебя. Мама? Я хочу….», воет Моррисон. Но тот, кто выбрал «The End» как музыкальную тему для «Апокалипсиса сегодня», должен был слышать то, что слышу я.