Шотландский философ Адам Смит, как хорошо известно, отмечал «невидимую руку» рынка, которая выстраивала характер экономик и тут, и там. Неолиберальное правое крыло капиталистического движения, доминирующее на Западе с начала семидесятых, превратило его высказывание в священную сентенцию своей религии. Всё человеческое поведение должно покоряться «свободному рынку». (Это идейное кредо, но на практике корпоративные элиты субсидируются, им помогают и отдают всевозможные поступления налогоплательщиков ради обеспечения более высоких частных доходов.) Итак, теперь, когда государство терпит фиаско, в СМИ обычно говорят, что это результат: а) того, что безумный диктатор угрожает совершенно алогичным геноцидом собственного народа; или б) дурацких интервенций ненормальных социалистических идеологий в государственную деятельность.
Иными словами, если бы эти невежественные страны попали в объятия свободных рынков и свободных выборов, всё стало бы просто здорово. Вообразите Доктора Панглосса Вольтера, наставляющего страны с «переходной» экономикой на фоне коллапсирующего «развитого» мира. Более того, СМИ объединяют свободные рынки и свободные выборы в одну забавную конструкцию, называемую «свободной рыночной демократией» — и это несмотря на то, что рынки и не свободны, и не являются основой демократии, как предполагает конструкция СМИ.
Более того, абсолютно свободные рынки немедленно запретили бы демократию, а потому демократия и, зачастую, свободные выборы должны быть серьёзно подорваны, чтобы дать возможность править мышлению свободного рынка.