Громкая новость на рынке боевой авиации

Saab JAS 39 Gripen NG

Вероятно, большинство читателей в курсе решения Бразилии о покупке 36 истребителей Saab JAS 39 Gripen NG. Но многие не понимают, что это приведёт к тектоническим сдвигам для изготовителей истребителей по всему миру. То есть, к различным негативным последствиям для производителей самолётов топовых компаний.

Saab Gripen

Во-первых, это плохая новость для компании Boeing и других американских авиастроителей. Немалое влияние на это имеет и скандал со всемирной слежкой спецслужбами США. Если другие страны начнут подозревать, что американское военное оборудование и программное обеспечение может иметь «лазейки», которые позволят американским спецслужбам получить скрытый доступ и, возможно, будут ограничивать или даже запрещать их использование, в момент когда они понадобятся, то в этом случае клиенты будут отказываться от покупок. Это привносит новые и тревожные перспективы, например, для Lockheed Martin с их F-35 Lightning II.

F-35 Lightning II

Этот самолёт отличается от предыдущих поколений боевых самолётов тем, что производитель будет обеспечивать большую часть своей тех.поддержки. Действующие войска будут иметь ограниченные поставки некоторых запасных частей, ограниченные возможности по тех.обслуживанию и возможностей обновления компонентов. Уверен, что некоторые клиенты (Израиль, в частности) были обеспокоены тем, что это может ограничить их свободу действий. Скандал с АНБ даёт новый импульс для этих страхов.

А что, если американские специалисты во время выполнения планового технического обслуживания или модернизации получат доступ через закладки и изучат конфиденциальную информацию? Если бы я был на месте Lockheed Martin, я бы сейчас беспокоился о том, как подобные страхи могут повлиять на будущие продажи самолёта. Другим изготовителям истребителей также придётся это учитывать.

Boeing сейчас находится в сложном положении. Истребитель F/A-18E/F Super Hornet, несомненно, лучше Gripen, но дорог для Бразилии. Кроме того, близится к концу его производственный цикл. Заказы ВМС США будут выполнены в течение ближайших нескольких лет. Кроме Австралии, которая может приобрести дополнительную партию к 24 уже заказанным истребителям, ныне не существует никаких других зарубежных клиентов, чьи заказы могут сохранить производственную линию. В краткосрочной перспективе Boeing не имеет никакого преемника боевых самолётов. Это может привести к масштабным закрытиям цехов и сокращению квалифицированных работников. Рабочие не станут ждать, сложа руки дома, до появления проекта нового самолёта. Они найдут другую работу, возможно, даже в других отраслях, и их будет сложно заменить тогда, когда их навыки вновь потребуются компании.

Saab Gripen в ангаре

Наиболее важные последствия для развития перспективных боевых самолётов, заключаются в том, что происходит смещение топовых производителей, которые ранее доминировали на этом рынке. Другие страны начинают развивать свои технологии боевых самолётов или получают возможность сделать это. Бразилия и Швеция - только одна из последних нескольких международных разработок в этой области.

Проект Sukhoi-HAL FGFA

Индия является партнёром России по созданию FGFA. Это ветвь развития стелс-истребителя пятого поколения ПАК-ФА, который в настоящее время находится в стадии разработки. Когда его введут в эксплуатацию в 2020-х годах, FGFA, как ожидается, будет эквивалентен в потенциале F-22 Raptor. Но F-22 к этому времени будет состоять на службе уже в течение почти двух десятилетий, так что его технологичность, проще говоря, не будет такой уж современной, как сегодня.

Учебно-боевой истребитель T-50 Золотой ОрёлЮжная Корея совместно с Lockheed Martin создала учебно-боевой истребитель TA-50 «Золотой Орёл». Корейцы также имеют партнёрские отношения с Индонезией, по теме разработки нового сверхзвукового истребителя, который, как планируется, будет более совершенным, чем американский F-16. Истребитель Falcon KFX/IFX должен представлять из себя нечто вроде переходного F-33, с более низкими техническими характеристиками, чем у более старшего F-35. Этот самолёт, вероятно, будет иметь приблизительно такие же возможности, как и Saab Gripen NG для Бразилии. Турция, по некоторым сообщениям, также желает стать партнёром в этом проекте. В случае успеха этот проект, вероятно, ограничит перспективы для продаж самолётов в эти страны от других компаний, а также с большой долей вероятности пойдёт на экспорт, что увеличит давление на и без того очень конкурентном рынке.

ИЛ-214Но не только одни истребители являются областью международного сотрудничества, что может повлиять на будущие продажи самолётов из США. Индия и Россия совместно развивают транспортник ИЛ-214, который близок по размеру и возможностям к транспортнику от бразильской компании Embraer KC-390. Эти два самолёта, скорее всего, составят жёсткую конкуренцию по соотношению цена/производительность турбовинтовым транспортникам от Lockheed Martin C-130J Super Hercules. В случае с KC-390, буду очень удивлён, если ВВС Швеции не купят несколько машин в качестве ответного шага в выборе Бразилии по покупке шведских истребителей. Это даст KC-390 более широкий круг потенциальных клиентов из Европы и других стран, которым понадобится транспортный самолёт, но при этом не хотевшие сильно тратиться.

Транспортник Embraer KC-390Наконец, многие южноамериканские страны выразили готовность купить KC-390 или заинтересовались в приобретении этих транспортных самолётов в будущем. Если имеется сотрудничество Бразилии в транспортном самолёте, что остановит от сотрудничества, направленного на производство истребителя? Saab уже согласен с тем, что Бразилия будет собирать Gripen NG в Латинской Америке, а так же усилить совместные возможности для экспорта в остальном мире. Примечательно, что это заявил министр обороны Бразилии, говоря о перспективах этого истребителя, когда было объявлено о покупке Gripen. Saab гарантирует полную передачу технологий, в том числе военного программного обеспечения, что позволит в будущем интегрировать бразильские перспективные ракеты и другое вооружение.

Аморим сказал: «Кроме того, этот контракт не закрывает возможности для привлечения других партнёров, особенно в отношении истребителей пятого поколения». Также он добавил, что Бразилия имеет прочные отношения с США и не хочет ограничений для внедрения местных компонентов и технологий. Комментируя сделку Gripen NG, генерал Сайто заявил, что «интеллектуальная собственность такого нового истребителя останется за нами». Saab ранее обещал вложить $150 млн в постройку сборочных линий на авиационном заводе в городе Сан-Бернарду-Ду-Кампу, расположенном в штате Сан-Паулу.

Вполне вероятно, что ни Швеция, ни Бразилия не смогут себе позволить создать новое поколение истребителей в одиночку. Расходы, связанные с таким проектом, просто ошеломляющие. Однако, если они последуют примеру Южной Кореи и Индонезии, Индии и России, опираясь на фундамент сотрудничества, то смогут потеснить топовых производителей. При использовании своих новоприобретённых навыков и инфраструктуры это станет гораздо более доступной целью, особенно когда две страны разделяют затраты на разработку.

Лёгкий ударный самолёт AMXКроме того, таким образом они могут гарантировать, что американские спецслужбы не создали «лазеек» в своих продуктах, и это может быть сильной стороной для продаж потенциальным покупателям в других странах. Бразилия уже имеет опыт такого партнёрства в совместной разработке лёгких ударных самолётов AMX с итальянскими компаниями Aermacchi и Aeritalia и ракет класса воздух-воздух A-Darter с южно-африканской компанией Denel. Кроме того, Бразилия планирует строить вертолёты и подводные лодки, в том числе атомные, совместно с французскими компаниями. Отношения между Embraer и Saab строятся именно на подобном фундаменте.

Saab и Embraer последние десятилетия расценивались как компании среднего уровня в авиационном мире в сравнении с гигантами в этой области, такими как Boing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и Airbus. Их объединение в Бразилии после заказа Gripen и последующих начинаниях может развить их партнёрство и составить конкуренцию для американских и европейских поставщиков. Что должно тревожить авиационных гигантов и, несомненно, они правильно сделают, если не оставят это без внимания.

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Война с Россией: два величайших американских мифа

Существуют два мифа, глубоко впечатанные в умы большинства жителей США, которые крайне опасны и могут привести к войне с Россией. ·        Первый миф — это миф об...

Подробнее...

Из Америки с любовью

Красная опасность в серой зоне Напоминание сенатору Джону МакКейну: сенатор, я тут на днях заметил, что как председатель Комитета по делам вооружённых сил вы угрожали подать в суд на администрацию Тр...

Подробнее...

Долг, честь, беспощадность

Преподавание начального курса ревизионистской истории в Уэст-Пойнте Выросший что называется на всём готовеньком, бывший бизнесмен, доводивший  компании до банкротства, он воспринимался всеми как...

Подробнее...

Скандал с расходами Пентагона

Как военно-промышленный комплекс паразитирует на войсках Я уверен, вы слышали о  $65 миллионах. Или это было  $85 миллионов? Или ещё больше? Вы знаете о фондах, которые Пентагон потратил ...

Подробнее...

Третья Мировая война с Китаем

Глобальная война 2030 Не так давно в ООН Дональд Трамп последовательно продолжал сочетать чудовищные угрозы применить против Северной Кореи «огонь и ярость, каких мир никогда не видел» (по сути преду...

Подробнее...

Google+