F-35: Летающий Белый слон

Летающий белый слон

Это был плохой месяц для американской авиации. «Боинг 787 Dreamliner», наш главный авиалайнер, всё ещё на земле из-за вопросов безопасности. Теперь Wired сообщает, что эксплутационные требования к F-35 Lightning II, созданному, чтобы служить Америке истребителем-бомбардировщиком будущего, будут снижены. Пентагон признал, что самолёт получится более «тяжёлым, медленным и неповоротливым», чем он надеялся. Lightning II будет более уязвимым и менее искусным в бою.

Хуже того, это едва ли первые проблемы F-35 – это продолжение длинного и скучного перечня технических и бюджетных вопросов. Планы по его приобретению были значительно снижены, хотя Америка первоначально планировала к 2017 году ввести в эксплуатацию около 1 600 самолетов, а теперь речь идёт только о 365 самолётах – и им временно запрещено действовать вблизи грозового фронта, из опасения, что удар молнии может привести к взрыву. Существуют скептические мнения насчёт того, что его невидимости будет достаточно в обстановке современных угроз. Самолёт был разработан для использования в различных странах и для нескольких видов вооружённых сил для совмещения многих из существующих функций и компонентов. Взамен этого F-35 может браться за всё и ничего не уметь толком.

Понятно, что теперь иностранные покупатели сокращают планы закупок, а проект привлекает всё большее внимание законодателей и СМИ. Соединённые Штаты должны задать себе несколько вопросов.

Во-первых, является необходимым элементом развития современного истребителя существующий перерасход средств, проблемы производительности и длительный период разработки, или что-то не так с проектированием и процессом сборки? Спору нет, на борту F-35 имеются некоторые чрезвычайно привлекательные технологии, и среди них высокотехнологичный шлем, позволяющий пилоту видеть в любом направлении (в том числе и сквозь самолёт благодаря камерам). Заставить такие технологии гладко работать как самостоятельно, так и в связке друг с другом, всегда будет сложным и трудоёмким процессом.

Сложность усугубляется тем, что это – боевой самолёт, которому понадобится как высокая надёжность, так и относительно быстрое, простое обслуживание, чтобы не стать обузой во время войны. Тем не менее, достаточно странно наблюдать, как другие отрасли тяжёлой промышленности быстро проворачивают проекты, а китайские производители самолётов (которых исторически принято рассматривать как третьесортных подражателей) штампуют прототипы и передовые технологии, стремительно внедряемые во всех отраслях промышленности – как раз тогда, когда F-35 изо всех сил пытается стать действующим на протяжении целых двух десятилетий. Эмпайр Стейт Билдинг был построен чуть более чем за год; «разрушитель бункеров» GBU-28 был разработан в 1991 году в течение нескольких недель, а его адаптированная версия всё ещё используется. Продвигать инновации действительно стало настолько сложно?

Во-вторых, не задействована ли тут политика? Трудно не заметить политико-экономические факторы во всей их заурядности: защитники программы регулярно рекламируют количество людей, которым предоставлена работа, как аргумент против сокращений, а компоненты для самолёта производятся в сорока восьми штатах и по всему миру. Любой законодатель, голосующий против проекта, таким образом, сталкивается с обвинениями в подрыве рабочих мест в собственном государстве, любой законодатель, защищающий его, может назойливо и с помпой расхваливать рабочие места, которые он спас от закрытия. Это снижает политические риски для программы, а стимулы сделать самолёт быстро и дёшево извращаются. Расходы на оборону могут быть неэффективным способом укрепления экономики, однако это – эффективный способ поддержки должностных лиц.

В-третьих, мы приближаемся к точке принятия решения по F-35, или всё уже зашло слишком далеко, чтобы попробовать новый курс? Средний возраст парка тактической авиации Америки неуклонно растёт на протяжении двух десятилетий, а возможности потенциальных врагов, таких, как Россия и Китай, – улучшаются. В какой-то момент наш нынешний большой парк более старых самолётов может оказаться менее эффективным, чем небольшой, посредственный, но современный флот F-35. Это не бесспорно, хотя – если F-35 превращается в истинный логистический и эксплуатационный кошмар, или если его скрытность обеспечивает только незначительное увеличение живучести, он может стать менее эффективным, чем наш существующий парк самолётов. Тем не менее, если мы не сможем найти способ разработать хорошие самолёты в течение короткого времени, отказ от F-35 позволит нам увидеть использование сорока- и пятидесятилетних истребителей.

В-четвёртых, это – действительно самолёт будущего, или всё-таки ему есть альтернативы? Современные системы ПВО могут быть побеждены стелс-технологиями, но они также могут быть побеждены и огромными стаями дешёвых беспилотных летательных аппаратов, или, как израильтяне неоднократно показывали сирийцам, использованием возможностей новейших приёмов радиоэлектронной войны. В конфликтах низкой интенсивности современный реактивный самолёт может быть даже неэффективным – высокие скорости и мощные двигатели, которые позволяют выстоять против других боевых самолётов, делают их неспособными двигаться медленно и наблюдать. Неясная живучесть F-35, несмотря на его передовые технологии, предполагает, что новая доктрина достойна рассмотрения.

В-пятых, что всё это предвещает для нашей способности поддерживать военное превосходство? Если политическая система Америки и её экономика, сотрудничая, будут просто не в состоянии развертывать новые военные технологии быстро и в приемлемой форме, наши противники получат относительный выигрыш, поскольку передовые технологии становятся более доступными для более слабых игроков. Вашингтон сочтёт свои варианты ограниченными.

Борьба вокруг F-35 может быть предзнаменованием американского военного упадка. В этом случае, по крайней мере, наши пороки побеждают наши добродетели. Будем надеяться, что наши лидеры прислушаются к предупреждениям.

Джон Аллен Гэй является помощником редактора в The National Interest. Его книга (в соавторстве с Джеффри Кемп) «Война с Ираном: политические, военные и экономические последствия« будет выпущена Rowman и Littlefield в начале 2013 года.

Примечание:

* – Белый слон (англ. White Elephant) предмет, разорительный для своего владельца. Происхождение выражения связано с имевшей место в Сиаме традицией, по которой король Сиама дарил неугодным ему лицам белого слона. Белые слоны почитались как священные животные и не должны были работать, но стоимость содержания слона разоряла получателя такого подарка. Также может означать практически бесполезный, но дорогой предмет. Русский аналог: «чемодан без ручки».

Обсудить на форуме

В этой рубрике

Британия понапрасну трясёт кулаками, а Германия ведёт себя разумно

Учитывая, что Британия, пошатываясь бредёт от кризиса к кризису, провальный Брексит раздирает страну пополам, тюрьмы находятся в «безобразном» состоянии, нарастает эпидемия преступлений с применением ...

Подробнее...

Со всем этим покончено

Покидая американскую армию Получается, я могу поблагодарить полковника в отставке и историка Эндрю Басевича за то, что майор американской армии Дэнни Съёрсен начал свою писательскую карьеру в TomDisp...

Подробнее...

Войны, проигранные американскими военными

Превращение победы в поражение Подумайте об этом, как об обратном чуде. Семнадцать лет американской войны в этом веке, ведущейся войсками, которым, как считалось в 2001, не было равных на планете, и ...

Подробнее...

Планета войны

Глобальная война до бесконечности и за её пределами Я помню,  как однажды Чалмерс Джонсон описывал мне своё удивление от открытия, что после окончания холодной войны и распада Советского Союза в...

Подробнее...

Вашингтон наращивает военную конфронтацию с Россией и Китаем

26 ноября «Нью-Йорк Таймс» утверждала, что «захват Россией (25 ноября) трёх украинских кораблей был первым открытым вооружённым конфликтом с 2014 года, когда российские силы оккупировали Крым». В Кры...

Подробнее...

Google+